Несколько дней молодые работники образования Москвы, регионов России и их зарубежные коллеги обсуждали особенности первых лет в профессии, изменения методов и задач современного обучения, новые возможности и обязанности учителей. В рамках программы второго дня конференции состоялась секция «Молодой педагог: прогнозы, потребности и перспективы», модератором которой стала председатель МГО Профсоюза образования Марина Иванова. Во время встречи, которая прошла в неформальной обстановке с участием молодых педагогов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова и Краснодара, в рамках секции состоялось несколько выступлений на темы, волнующие учителей в начале карьеры, а также их обсуждение и обмен опытом работы учебных заведений в этом направлении.
Директор образовательного комплекса «Школа №1434 «Раменки» Алексей Карпухин отметил, что в Москве уже много лет уделяется большое внимание поддержке молодых педагогов, причем способствует этому не только содействие со стороны Департамента образования города, но и усиление профсоюза, который активно сотрудничает и помогает начинающим педагогам. О том, как происходит внедрение новых сотрудников в педагогические коллективы Санкт-Петербурга, на примере школы №619 Калининского района рассказала учитель английского языка Мария Ченаш. Мария Сергеевна подчеркнула, что молодой учитель сегодня должен быть глубоко эрудированным специалистом, поэтому педагогическое образование дает хорошую теоретическую базу, однако почти все выпускники педагогических вузов сталкиваются с недостатком практических навыков, и именно в этом плане школьные коллективы должны приходить на помощь. Стоит отметить, что 619-й школе Санкт-Петербурга эта помощь явно пошла на пользу, из 114 педагогов образовательного комплекса 35 человек не достигли тридцатилетнего возраста. На практике этот результат является итогом взаимодействия методической службы школы и администрации. Благодаря их сотрудничеству была разработана электронная карта профессионального развития молодого учителя, в которую преподаватель записывает задачи обучения на весь учебный год, цели, возможные затруднения и даже планирование предметов.
Далее была поднята проблема внедрения профессионального стандарта. Директор гимназии №25 Краснодара Владимир Копылов рассказал, что профессиональный стандарт ставит важные задачи перед всеми учителями, однако многие из этих требований сегодня по тем или иным причинам явно «западают» у педагогов. Так, проблемы возникают при работе с одаренными учениками, необходимо, чтобы с ними работали все педагоги, в том числе и молодые. Говорится о важности работы с инклюзивным образованием, однако далеко не все учителя умеют работать с особенными детьми, будь то девианты или дети с проблемами развития. До сих пор не все педагоги понимают, что к таким ученикам нужен индивидуальный подход, который требует глубокой психологической подготовки. Также сегодня не существует обучения классному руководству, хотя для этого также нужны отдельные навыки. Владимир Андреевич уточнил, что сам термин «профессиональный стандарт» не должен носить ограничительный характер, иначе возникает вопрос: что делать с учителем, который не подойдет под стандарт: «Может быть, нужно выработать какую-нибудь стратегию и постепенно доучивать, переучивать педагогов под эти стандарты? На самом деле это и внутренняя задача образовательной организации. Не все директоры понимают вообще сложность происходящих событий. Если я до 1 сентября 2016 года не успею решить эту проблему с педагогами, то все учителя, работающие в школе, у которых нет педагогического образования, покинут школу. Я вам могу точно сказать, в моей школе это около 7-8 профессионалов, лучших профессионалов школы». Также был затронут вопрос о сложных отношениях опытных учителей с молодыми коллегами, которым зачастую нужна помощь, наставничество, что порой вызывает раздражение у состоявшихся специалистов.
Молодой педагог Амалия Гуланова из московской школы №1985 подтвердила, что не всегда коллектив учителей помогает и поддерживает новичков, она отметила, что сегодня директорам невыгодно брать молодых и неопытных специалистов, так как с ними приходится много работать. При этом существует большая потребность в молодых педагогах, однако к ним предъявляются взаимоисключающие требования: учителя должны быть молодыми и одновременно опытными. Наибольшие трудности первых лет в профессии связаны с проектированием, организацией и анализом урока, отмечает Амалия Гуланова, поэтому крайне необходимо, чтобы каждый молодой учитель имел опытного наставника, который не будет формально существовать где-то в документах, а реально поможет начинающему специалисту в трудных ситуациях.
Отдельной темой дискуссии стало добровольное тестирование в формате ЕГЭ для учителей. Вот уже несколько месяцев продолжаются споры о его целесообразности, и хотя аргументы за при очном обсуждении звучат убедительнее, многие учителя все равно боятся, что процедура может стать своеобразной формой наказания педагогов. Эта крайне чувствительная тема, видимо, так и не получит однозначной оценки, поэтому остается лишь ждать отзывов тех учителей, которые не побоялись испытать свои силы. Еще один важный момент обсуждения - профессиональное выгорание среди молодых педагогов. Участники секции отметили, что начинающему специалисту очень часто нужна психологическая поддержка, так как не все учителя могут справиться с психологической нагрузкой, каждодневным поиском мотивации.
Участники секции отметили, что обсуждения прошли крайне продуктивно, состоялся обмен опытом, а часть преподавателей и вовсе взяла на вооружение советы коллег и внедрит их в своих учебных заведениях, что, несомненно, положительно скажется на образовательном процессе, а значит, секция действительно удалась!