Концепция менторства уходит далеко в прошлое, - отметил заместитель руководителя Департамента образования Москвы Виктор Фертман. - В «Одиссее» Гомера главный герой поручает своему другу присматривать за сыном. Звали друга Ментором. Это имя стало нарицательным. Со временем оно приобрело ироничный оттенок, и так стали называть самодовольного назойливого доктринера, которого за глаза упрекали за менторский тон. По словарю Даля ментор - это руководитель, учитель, наставник, воспитатель, неотступный надзиратель чей-либо. Думаю, последнее определение не про нас. А вот понятие «метод менторской поддержки» вполне. Он подразумевает под собой взаимоотношения. Это один из ключевых видов поддержки, он позволяет получить ценные знания, приобрести необходимые знакомства и связи, подобрать правильных партнеров.
Выступали на заседании этого клуба парами - менторы рассказывали, что приобрели в результате такого общения они, их подопечные говорили о видении ситуации с их точки зрения. Первыми спикерами были Инна Маевская, директор гимназии №1576, и Валентин Макаров, директор школы №1296.
- Я должна просто похвастаться, - прокомментировала Инна Маевская, - что в моей группе участвуют самые интересные директора, очень яркие фигуры. Для меня с ними есть место роста. Я с огромным энтузиазмом воспринимаю посылы и предложения каждого из наших коллег. У всех они разные, у всех разное понимание, в том числе и как я должна работать. Сейчас идет процесс формирования проектов. Форму взаимодействия мы выбрали разную, и дистанционную, и очную, и индивидуальные встречи, и обсуждения группой.
Инна Генриховна сразу же, принимая предложение о менторстве, заявила: «Консультаций не предлагаю. Готова вместе подумать о ближайшем и отдаленном будущем образования; о взаимодействии с обучающимися, сотрудниками, родителями; о структуре управления образовательной организации, о формировании управленческой команды, о современных инструментах управления деятельностью ОО, о критериях результативности деятельности руководителя, учителя, об интеграции финансово-экономической и образовательной деятельности, о результативных педагогических технологиях, о технологии смешанного обучения, о предлагаемых коллегами (стажерами?) темах».
- Ментор - это тот, кто владеет истиной в последней инстанции, - говорит Маевская, - это человек, который в состоянии смоделировать творческую креативную группу директоров, способных взаимодействовать и помогать друг другу. С точки зрения содержательного процесса, думаю, он типичен для многих из нас, это постановка проблемы, то есть обоснование темы проекта, структура управленческого проекта, и мы почувствовали, что нужна очень четкая терминологическая коррекция всех наших обсуждений, мы работаем, опираясь на разные теоретические площадки, следовательно, было бы весьма кстати, если бы мы обменялись теоретической методологической базой построения наших действий в рамках реализации тех или иных проблем. Формируется маршрутная карта, и в мае у нас запланировано обсуждение этой маршрутной карты в коллективах наших проектантов. А для себя как ментора я поставила задачу - анализ личностного и кадрового потенциала тех проектов, которые мы будем реализовывать. Как возникают идеи проектов? Мне понравилось, что темы абсолютно разные, одного волнует развитие коллектива, в другом - поставлена задача индивидуализации обучения.
- Главная проблема моей школы, - заметил Валентин Макаров, - в том, что в ней переполнено школьное отделение. Есть несколько решений этой проблемы. Любопытным выходом из ситуации, на мой взгляд, могло бы стать увеличение сложности системы, то есть повышение эффективности тех ресурсов, которые есть у школы. В процессе работы над этим проектом происходит обсуждение его. У меня изначально родилась совершенно другая тема. Но пришлось ее уточнить. На должности директора я всего лишь два месяца, и мне было бы важно увидеть опыт моих коллег.
Второй парой спикеров стали Ирина Курчаткина, директор школы №1474, и Зоя Чернышева, директор школы №158.
- Я колебалась, с чего начать, - призналась Зоя Чернышева, - выбрать тематику проекта или ментора. И решила все-таки, что наиболее актуально для меня сначала выявить проблемные зоны, которые есть в школе. А затем задалась вопросом: кого выбрать в качестве ментора? Выделила несколько критериев, которым он должен соответствовать. Во-первых, ориентировалась на профессиональные достижения самого руководителя и результаты управления образовательной организацией. Безусловно, все менторы - профессионалы с большой буквы, но для меня было приоритетным, чтобы этот человек руководил образовательной организацией, по типу схожей с моей. И третьим важным моментом определила, что для меня важно, чтобы сопровождение проекта переросло впоследствии в некую консультативную поддержку. Так что Ирину Евгеньевну я выбрала сама. Нам предстоит вместе многое, мы еще в начале пути. Но обе ожидаем от совместной работы повышения результативности образовательной организации, вверенной мне.
- Я очень обрадовалась, когда Зоя Николаевна мне предложила поработать вместе, - улыбается Ирина Курчаткина, - мне понравилось, что мы из разных поколений, информация нами воспринимается по-разному, а это приводит к взаимообогащению. Есть чему взаимно учиться. Мы хотим, чтобы наш межрайон был единым образовательным пространством. Мы все вместе обсуждали проблематику проекта Зои Николаевны, и он стал неким коллективным детищем, потому что все вопросы, которые там ставятся, близки всем нам. Идеи, которые предлагает Чернышева, интересны всем, мы их разбираем и многое принимаем к действию сами. Так менторство способствует лучшему развитию и района, и личному. Мы не навязываем свой опыт: «Делай так, потому что я делала так!» - это уже не тот подход. От ментора требуется тоже глубокая работы над проектом. И результаты этой работы транслируются не только на образовательную организацию подопечного, но они имеют важное значение и для учреждения ментора.
О взаимном обогащении говорили и третьи спикеры, директор школы №2114 Андрей Зинин и директор школы №856 Татьяна Щагина. Управленческие проекты становятся парной работой, заставляют задуматься о том, как сделать школу лучше и новичков, и умудренных, опытных руководителей. И такая стратегия кооперации дает возможность добиться реальных результатов.