Задачи:

- познакомить с событиями и понятиями наименее известной войны, которую, избегая политизации, вела Россия;

- организовать самостоятельную работу учащихся с документами;

- сформировать личное отношение к войне, понимание необходимости деликатного подхода к национальным проблемам.

Литература:

Кавказская война: XIX век (неизвестные страницы), ж. «Родина» № 3-4/1994.

Я.А. Федоров. «Этническая история Северного Кавказа» - М., 1986.

Е.П. Алексеева «Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии» - М., 1971.

В.Б. Виноградов «Средняя Кубань: земляки и соседи». - Армавир, - 1995.

М.Ю. Лермонтов «Стихотворения». - М., «Художественная литература», 1984.

Ход урока

I. Вводно-мотивационный этап.

- Позвольте провести интервью:

1. Назовите даты начала и окончания Кавказской войны?

2. На какой территории проходили боевые действия? (Учащиеся показывают на карте).

3. Какие стороны были вовлечены в конфликт?

4. Каков характер войны?

5. Сказываются ли последствия войны сегодня?

6. Интересовала ли вас эта тема?

- Я расскажу вам об этой войне, ваша задача - выявить исходное противоречие темы урока.

Эта война длилась более 45 лет. Она началась, когда император Александр I собирался даровать России конституцию. Под пули горцев шли герои 1812 года во главе с самим Ермоловым.

Война продолжалась и когда декабристы готовили государственный переворот, и когда Николай I отправил часть заговорщиков в «теплую Сибирь» - в действующую Кавказскую армию.

Во времена Лермонтова она казалась уже привычной составной частью русской жизни - сам поэт написал очерк о кавказском офицере в качестве зарисовки из российской повседневности.

Фейерверкер 4-го класса Лев Толстой наводил свое орудие на непокорных чеченцев; в дни великого поста 1861 года по селам и деревням читали указ Александра II о том, что крепостное право в России отменяется навсегда, а война все шла.

Легче всего понять географические причины войны: три могучие империи - Россия, Турция и Персия - претендовали на владычество над Кавказом, бывшим издревле «воротами» из Азии в Европу.

В начале прошлого века Россия отстояла свои права на Грузию, Армению и Азербайджан в двух войнах с Персией (1804-1813 и 1826-1828 годов) и двух - с Турцией (1806-1812 и 1828-1829 годов). Народы Северо-Западного Кавказа как бы «автоматически» «отошли» к России. Однако горцы не были согласны с таким поворотом событий. Когда один из русских генералов попытался объяснить черкесам, что турецкий султан уступил Кавказ русскому царю в дар, слушавший его старик-горец показал на вспорхнувшую с дерева птичку и сказал: «Дарю тебе ее. Возьми, если можешь».

Дети формулируют учебное задание: почему война Российской империи с народами Северного Кавказа, стоящими на более низком уровне социально-экономического развития, длилась так долго, и что позволило России победить? Была ли война необходимой?

II. Самостоятельная деятельность по решению учебной задачи.

1. Рассказ учителя по логической цепочке (на доске), учащиеся переносят ее в тетради.

Несколько десятков кавказских племен жили во вражде ® они делились на мирные (признававшие власть Петербурга) и немирные (совершавшие набеги на русские гарнизоны) ® среди мусульман Кавказа существовал суфийский орден накшбандийа (посвященные), который отличался четкой внутренней организацией ® глава суфиев Кази-мулла стал имамом и образовал государство мюридов (последователей) ® объявил газават (войну против неверных) мусульманам-суннитам, князьям, муллам, не признававшим лиоридизм Ю Кавказская война - не война Кавказа с Россией, а война кавказских племен и государственных образований друг с другом и некоторых из них - с Россией.

2. Работа в группах с документами.

Учащиеся делятся на три (если класс небольшой) или шесть групп, получают тексты с документами.

Задание первой группе:

1. Ознакомившись с содержанием текста, определите основные направления реформ Шамиля.

2. Оцените степень их целесообразности.

3. Дайте рекомендации горцам по поводу их возможных действий.

Задание второй группе:

1. Ознакомившись с содержанием текста, определите характер изменения политики российского правительства на Кавказе.

2. Оцените степень эффективности, выскажите свои предложения.

Задание третьей группе:

1. Ознакомьтесь с текстом.

2. Какие еще факторы (не внутрироссийские) оказали влияние на ход войны?

3. Как изменилась ситуация на Северном Кавказе за годы войны?

«Кавказ - это огромная крепость, защищаемая полумиллионным гарнизоном. Надо штурмовать ее или овладеть траншеями».

А.П. Ермолов

«В возмездии - жизнь»; «Душа за душу и око - за око, и нос - за нос, и ухо - за ухо, и зуб - за зуб, и раны - отмщение».

Коран

«Шамхалу, дающему собою пример постоянной верности императору, способствовавшему нам всеми зависящими от него средствами, в награду за усердие высочайшим именем государя дал я в потомственное владение не менее двух с половиной тысячи семейств, что составляет, по крайней мере, 10 тысяч душ, и снабдил его грамотою».

А.П. Ермолов

«Я извещаю вас, что мусульманская вера истинная, а христианская - ложная. Постарайтесь быть настоящими мусульманами и не соединяйтесь с неверными. Не служите русским и удаляйтесь от них, сколько возможно, от чего и будет хорошо нам на том свете».

Кази-мулла

«Первое. Дагестан находился в покое, но появился Кази-мулла, назвавшийся пророком, и возмутил народы, там обитающие. Второе. Возмущение Кази-муллы колеблет уже и чеченцев... Третье. Абхазцы были спокойны, а теперь до трех тысяч находится у них в сборе».

Паскевич

«Я не могу не пожалеть вас в том, что вы забыли обязанность вашу по шариату, ибо шариат гласит, чтоб стараться возобновить веру, дать народу один только шариат, а вы действуете совершенно напротив, - за что к ответу вашему вы пострадаете от меня, в то время как я вскорости, с помощью Бога приду к вам и будете наказаны за невнимание к пользе веры и за обманчивость вашу на сем свете».

Шамиль

«Хулить войска, не доверять их храбрости и непоколебимой верности было бы с моей стороны неблагородно и безбожно; никогда не поверю, что старые кавказцы не остались тем, что 30 лет славы их сотворило, их надо беречь, вести; если не было удачи - виноваты мы, а не они. Даю я теперь тебе такие силы, каких Кавказ и во сне не видел. Ты должен проникнуть в горы, разгромить Шамиля везде, где тебе противостанет, все истреблять, что тебе будет противиться, но пощадить все, что покоряться будет без боя».

Николай I - Е.А. Головину

«Мне кажется, что Шамиль - это фанатик и варвар, с которым не только нам, но и Порте будет трудно установить какие бы то ни было удовлетворительные отношения. Его маиб в Черкесии - такой же».

Английский посол Дж. Каннинг

«Стремиться к разъединению их (горцев) всеми, зависящими от нас мерами... Тайные сношения, направленные ловко и осторожно и поддержанные деньгами, не останутся без выгодных для нас результатов. Продолжительное единодушие и согласие не свойственны горцам».

А.И. Чернышев - М.С. Воронцову

С 1846г. Воронцов приступил к планомерному продвижению в горные районы. Его солдаты прорубали просеки в лесах и постепенно кольцо осады вокруг имамата сужалось. При нем усилились тайные сношения с некоторыми горскими вождями. После Ермолова он первым стал широко и беззастенчиво использовать подкуп местных владетелей.

После окончания Крымской войны Барятинский перешел от оборонительных действий против Шамиля, в целом характерных для периода 1853-1855 гг., к наступательным. Одновременно князь налаживал отношения с бывшими сподвижниками Шамиля, заслужил своими действиями среди них большое уважение и вскоре сделался, по оценке современников, более популярной фигурой на Кавказе, чем сам имам.

В 1836-1837 гг. произошел широко известный инцидент с английской шхуной «Виксен», которая выгрузила на черноморском побережье большое количество соли, пороха и несколько пушек. Здесь она была обнаружена и задержана русским военным бригом «Аякс».

Реформы Шамиля:

1. Равенство всех мусульман перед Аллахом. Уничтожение 11 феодальных династий Дагестана.

2. Отмена ханских и бекских званий.

3. Ликвидация рабства и крепостного права на территории имамата.

4. Наделение горцев землей без всякого выкупа, освобождение от налогов.

5. Вынужденное введение государственной подати с целью получения средств на ведение войны.

6. Строгая дисциплина в армии, за измену и шпионаж - смертная казнь.

7. Запрещены на время войны танцы, курение и нюханье табака, употребление вина.

8. Улучшение положения женщины-горянки.

9. Запрет обычая кровной мести.

10. Создание опорных пунктов и оборонительных ярусов, непрерывные набеги и стычки.

11. Организована «летучая почта».

12. Налажено производство пороха, холодного оружия.

13. Отливка орудий и производство лафетов в горах силами русских пленных.

3. Презентация работы группами.

(Обсуждение, аргументация)

- Определите 3-5 важнейших причин успехов Шамиля.

- Какие другие источники помогли бы продолжить исследование истории Кавказской войны?

4. Представление компьютерного слайд-проекта «Кавказская война», подготовленного учащимися о частях в составе российской армии, сформированных из местных жителей;

- о последнем бое у аулов Ведено и пленении Шамиля;

- о цене победы.

5. Отражение Кавказской войны в русской культуре.

Учащийся читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Валерик» (отрывок):

«Нам был обещан бой жестокий...»

- Каково отношение к войне Михаила Юрьевича, очевидца и участника войны?

III. Контроль и коррекция знаний.

Проверка словаря урока (на слайде) - имам, мюрид, джихад, газават, абрек, адаты, гяур, суфизм.

Учитель поясняет неизвестные.

- Что позволило России победить? Нельзя ли было приблизить победу?

- Изменились ли ваши взгляды на проблему в процессе работы на уроке? Как именно?

- Что из узнанного на уроке показалось важным? Интересным?

IV. Домашнее задание: заполнить таблицу «Этапы Кавказской войны».