Оно выросло из городского профессионально-технического училища №2, что готовило рабочих для легкой промышленности. В 90-е годы училище было преобразовано сначала в технический, а потом в профессиональный лицей.

И вот он ищет свое место под солнцем. Ему нужно развивать образовательные услуги, максимально удовлетворяя нужды и запросы в профессиональном образовании, учитывая рынок труда. Созидающий, неуемный характер директора лицея Валерия Карачаровского и достаточно жесткая политика Главного управления образования - не потерять ни одного училища - привели заинтересованных людей к мудрой мысли. Под одной крышей объединились названный лицей и еще одно профессиональное училище №6, которое когда-то ковало кадры для машиностроительного завода.

Что в результате этого слияния получилось? Учебное заведение нового типа. Сегодня на базе колледжа можно пройти три уровня образования. На первом получить профессиональное образование начального уровня квалификации (2-й разряд). На втором - профессию со средним уровнем квалификации (3-4-й разряд). После окончания третьей ступени дается диплом техника-технолога и рабочая профессия высшей квалификации. Наиболее способные юноши и девушки могут дополнительно обучаться на техников-организаторов среднего звена (например, владелец швейной мастерской, владелец парикмахерской).

С января 2002 года технологический колледж становится федеральной экспериментальной площадкой по теме «Обеспечение преемственности среднего профессионального образования с другими уровнями образования». Переступая порог колледжа, молодой человек попадает в процесс «выращивания» высшего образования из среднего, а среднего - из начального профессионального. Не нужно метаться и думать, где бы повысить образование, а поставить цель и идти по строго выстроенной траектории. Например, в Курганский госуниверситет.

Замечу, что в Российской Федерации отрабатывают данную модель образования всего около 50 учебных заведений.

Подготовка в колледже ведется по 26 разнообразным специальностям. Это дизайнер, конструктор-модельер, специалист страхового дела, менеджер, техник в области ремонта и эксплуатации ЭВМ, модельер парикмахерского искусства, портной, сварщик, фермер-менеджер...

У колледжа 4 корпуса, отдельный для каждой специализации, более 60 учебных аудиторий, лабораторий, мастерских, 4 спортивных зала, 3 библиотеки, на подходе - медиатека, 2 общежития, 2 столовые, экспериментальная лаборатория моды, учебные парикмахерские, 2 ателье, досуговый центр. Работает свой магазин, где реализуются швейные изделия. В проекте магазин по продаже изделий по металлу.

Вообще, конечно, резонен вопрос: откуда средства на устройство и переустройство? Финансирование технологического колледжа осуществляется из федерального бюджета. Больше ниоткуда ни одной копеечки не поступает. Зарабатывают сами на тех самых образовательных услугах, то есть увеличивая прием на коммерческой основе, который постоянно растет, и не потому, что они так хотят, а потому, что есть спрос. На выпуске продукции, оказывая услуги населению. На переподготовке специалистов по договору с центром занятости.

- Не скрою, что все у нас получается с тем эффектом, на который рассчитываем, - признается директор, - но существующие условия заставляют думать, искать. Неудачи подстегивают. Кстати, реализуем некоторые проекты, авторы которых - наши учащиеся.

И практически все полученные внебюджетные средства, за небольшим исключением (20 процентов идет на зарплату), тратятся на создание условий, на развитие. Ведь приходится не только приобретать оборудование, но ремонтировать, менять протекающие крыши, приводить в порядок учебные аудитории, красить, белить, покупать мебель...

Более того, педагогический коллектив колледжа стремится занять лидерские позиции по распространению образовательных программ среднего профессионального образования, курсовой подготовки, переобучения незанятого населения. С этой целью за 2 последних года он открыл четыре филиала: в селе Шатрово и в городах Далматове, Шумихе, Макушине; два представительства - в профессиональном училище №34 и профессиональном лицее №8.

Он продуманно и планомерно выстраивает перспективу, занимаясь профориентацией. Первыми откликнулись педагоги 29-й школы, обладающие необходимым кадровым потенциалом и материальной базой для подготовки портных. Лучшие выпускники группы портных этой школы получают льготные условия для получения специальности моделирование и конструирование одежды.

Сотрудничество с 75-й школой пошло по другому пути. Ученики 10-11-х классов, обучаясь в школе, одновременно овладевают профессией парикмахера, имея преимущественное право при поступлении в колледж на соответствующую специальность. Эта же схема действует в работе с 17-й школой по профессиональной подготовке сварщиков, электриков, портных. По предложению 56-й школы подписан договор о профильной подготовке ее учащихся на специальности отделения «Экономика и право».

Выходят на технологический колледж с подобными предложениями сельские школы из Белозерского, Каргапольского, Варгашинского районов Курганской области.

Отработаны интеграционные связи у колледжа с многими ПУ и лицеями. Подписаны договора о сотрудничестве с ними. Формы разнообразные: одни выпускники продолжают в колледже обучение, повышая свой образовательный уровень, другие имеют возможность продолжить образование по профилю по сокращенным срокам обучения на основе интегрированных учебных планов. Причем все выпускники начального профессионального образования, закончившие НПО с отличием, принимаются на льготных условиях. В перспективе планируют всех выпускников ПУ и лицеев принимать на сокращенные сроки обучения.

Но на этом никто не ставит точки. Уже очередная идея крутится в головах педагогов-новаторов. Оказывается, сегодня в области не готовят специалистов по кузнечно-прессовому оборудованию. А как без них поднимать производство, ведь старые специалисты когда-то уйдут?

- Будем восполнять пробел, - говорит Карачаровский. - Будем готовить этих специалистов на регион, в том числе и через целевой набор по заказам предприятий.

Конечно, приходится Курганскому технологическому колледжу нелегко, и, конечно, помощь со стороны от попечительского совета, шефов, спонсоров не была бы лишней. Но пока желающих протянуть руку что-то не видно. Валерий Александрович считает, что эффективней отдача будет тогда, когда будет найден совместный интересный проект с тем или иным предприятием. Собственно, такие поиски они уже ведут.

В сентябре 2000 года технологический колледж проходил аттестационную экспертизу по программе Госинспекции при Министерстве образования России. Прошел по наивысшему баллу. И теперь, осмысляя пройденное, они уверенно движутся вперед.

Проводят региональные конференции. Последняя прошла в мае, и участвовали в ней их коллеги из Новосибирска, Томска, Шадринска. Уже вышел солидный методический сборник материалов конференции. Молодые дизайнеры колледжа принимают активное участие во всероссийских конкурсах и занимают призовые места. Авторитет колледжа растет.

Курган