«Удачный брак - это строение, которое нужно каждый день конструировать»

А. Моруа.

Материалы к уроку: учебное пособие «Введение в обществознание». Боголюбов Л.Н., §48, «Семейный кодекс РФ», репродукции картин, схемы, раздаточный материал (карточки, тесты, бланки).

Предполагаемый результат: к концу урока учащиеся могут уточнить понятие «брак», определить назначение семьи в жизни человека и общества; получить представление о законах, которые регулируют вопросы семьи и брака; получить представление о порядке и условиях вступления в брак; узнать о личных и имущественных правах и обязанностях супругов; понять, сколь велика ответственность каждого члена семьи за характер взаимоотношений в семье.

Ход урока

Создание проблемной ситуации

- Сегодня на уроке мы рассмотрим интересную и важную тему «Правовые основы брака и семьи». К концу урока мы упорядочим знания о законах, которые регулируют вопросы семьи и брака; вы получите представление о порядке и условиях вступления в брак; узнаете о личных правах и обязанностях супругов.

Рассмотрим репродукции картин («Неравный брак» В.В. Пукирева, «Сватовство майора» П.А. Федотова), вывешенные на доске. Эти сюжеты пришли из XIX века, но параллели можно провести и с сегодняшним днем.

- Перед вами на столах лежат вопросы, по ходу урока мы вместе будем искать ответы на них. Если у вас появятся свои, новые, вопросы, то мы ответим и на них в завершающей части урока «Пресс-конференция».

Работа в группах

- Как вы понимаете, что такое семья?

- Что такое брак?

Слово «брак» происходит от древнерусского слова «брачити» - отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое.

Брак - это добровольный пожизненный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи. Брак должен быть основан на взаимных чувствах любви, уважения и дружбы супругов. Но это нормы моральные.

Каковы же правовые нормы создания семьи?

Обсудите этот вопрос в группах и дайте ответ.

«Условия заключения брака»

1. Добровольное согласие на вступление в брак.

2. Достижение определенного возраста.

3. Отсутствие других браков.

4. Отсутствие близких родственных связей.

5. Дееспособность.

Имущественные права и обязанности супругов

Как только брак зарегистрирован, возникают права и обязанности супругов. Им посвящается целый раздел Семейного кодекса.

Если семейная жизнь проходит спокойно и счастливо, то вопросы, связанные с имуществом, решаются без разногласий. Тогда нет нужды в разграничении имущества на «твое» и «мое», нет необходимости определять принадлежность вещей. Но все бывает иначе, когда семья распадается или уже распалась. Тогда требуется четкое правовое регулирование имущественных отношений.

Семейный кодекс делит имущество супругов на две категории:

1. Собственность каждого из супругов.

2. Совместная собственность обоих супругов.

Имущество, составляющее первую группу, принадлежит только одному из супругов. А вещи, нажитые во время брака, относятся к числу общих, то есть принадлежат обоим. Например, статья 36 устанавливает, какое имущество относится к собственности каждого из супругов:

1. Имущество, принадлежавшее одному из супругов до вступления в брак.

2. Имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в качестве наследства.

3. Все вещи индивидуального пользования (кроме драгоценностей и предметов роскоши).

К совместной собственности относится имущество, нажитое супругами во время брака.

Это доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности. Это получение пенсии, пособий и т.д. Общим имуществом являются приобретенные во время брака движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации. Не имеет значения, на чье имя внесены денежные средства. Все это совместная собственность супругов. В случае расторжения брака она будет поделена в равных долях.

Кроме этого, существует договорной режим имущества супругов (Семейный кодекс).

Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации брака, так и в любое время в период брака. Заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Если брачный договор заключен до государственной регистрации брака, то он вступает в силу только со дня регистрации заключения брака.

Игра «Мое и наше»

Группам передаются наборы перемешанных карточек, на которых указаны различные виды имущества. Необходимо разложить их в две стопки.

1. Имущество, являющееся совместной собственностью супругов (условно «наше»).

2. Имущество, являющееся собственностью каждого из супругов (условно «мое»).

(Итоги работы комментируются и обобщаются).

Порядок расторжения брака

Первое упоминание о разводе встречается в своде законов вавилонского царя Хаммурапи, жившего в XVIII веке до н.э. Долгое время право на развод имели только мужья. В Семейном кодексе Российской Федерации ст.17 гласит: «Муж не имеет право без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка».

Право обоих супругов на развод создает условия для изменения своего положения в сфере семейных отношений. Но это не делает развод привлекательным, во всех странах развод считается крайней мерой для решения проблем семейной жизни.

Расторжение брака может произойти либо в загсе, либо в судебном порядке. В загсе (по обоюдному согласию супругов, не имеющих несовершеннолетних детей). Если же есть несовершеннолетние дети, то «так просто» в загсе не разведут, хотя закон предусмотрел три случая, в которых это может произойти:

- если один из супругов признан судом безвестно отсутствующим;

- если один из супругов признан судом недееспособным;

- если один из супругов осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

В судебном порядке брак расторгается обязательно, если в семье есть несовершеннолетние дети. Если у супругов нет нотариально заверенного соглашения, то суд рассмотрит следующие вопросы:

1. Определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода.

2. Определить, с кого из родителей и в каких размерах взыскивать алименты на их детей.

3. По требованию супругов (одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности.

4. По требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания.

Работа по карточкам (тесты)

Самостоятельно ответить на вопросы, освещенные в ходе урока.

Проверка результатов работы. (Ученики в это время выполняют творческие задания: составление брачного договора на вымышленных лиц либо брачного объявления).

Юридическая консультация

Группы выполняют обязанности сотрудников юридической консультации - консультируют и разрешают проблемные ситуации пришедших к ним «клиентов».

Работа выполняется с опорой на документ - Семейный кодекс.

Пресс-конференция

Заключительная часть урока предусматривает ответы на вопросы учащихся с привлечением к ответам самих учащихся. Ответы должны быть обоснованными с обязательной опорой на документ (Семейный кодекс).

Домашнее задание

Написать мини-сочинение о роли мужчины или женщины в семье. Можно попытаться представить свое положение в будущей семье или описать те качества, которые вы бы хотели увидеть в будущем супруге.

Александр ШЕПТУХИН, учитель обществознания основной общеобразовательной школы № 10 г. Бугуруслана, учитель года Оренбургской области-2004