В нашем мире есть люди, которым в жизни повезло намного меньше, чем нам. Природа наградила человека способностью сострадать, что очень важно для самого человека, дабы случайно, будучи занятым повседневными делами и заботами, не потерять человеческий облик. Общение с больными людьми не дает человеку забыть, что он Человек. Мы создаем в Москве безбарьерную среду, призванную расширить возможности инвалидов с проблемами опорно-двигательного аппарата, мы восхищаемся мужеством и умением паралимпийцев, преодолевающих суровый вердикт судьбы, мы учим детей, для которых учеба и внимание к ним, признание их усилий быть, как все, возможность учиться бок о бок со сверстниками - самое важное в этой жизни, «рухнувшей в пропасть» с момента рождения.
По сравнению со среднестатистическим студентом колледжа общеобразовательная подготовка детдомовцев, конечно, значительно ниже, поскольку природные возможности усвоения учебного материала заметно хуже. Пишут они медленно и коряво - почерк ужасен (кто бы из нас знал, насколько трудно удержать в пальцах карандаш - он такой круглый и постоянно норовит выпасть), пишут они с ошибками, так как неизвестно, что сложнее - вспомнить правила орфографии или вывести буквы непослушными руками. Вот лично вы на чем бы сосредоточили свое внимание? Несколько лет назад в сообществе специалистов в области психиатрии нормой было считать, что эти дети в принципе необучаемы. Некоторые специалисты придерживаются такого мнения и сейчас. Однако они никогда не бывали на наших занятиях, так что их умозаключения носят в основном теоретический характер.
Зачем нам нужно учить больных детей на швейника или повара, если они никогда не станут работать по специальности? Зачем вообще тратить на них свое внимание и общественные ресурсы? В древней Спарте таких детей сразу после рождения сбрасывали в пропасть, а в гитлеровской Германии поборники чистоты расы отправляли инвалидов в крематории концлагерей. Слава богу, нам не по пути ни со спартанцами, ни с нацистами, и сегодня мы повернулись к проблеме лицом. Мы ведем работу по социализации больных людей.
Прежде всего следует отметить, что для больных детей учеба на поваров или швейников - огромная радость. Они с удовольствием приезжают на занятия пять дней в неделю, активно работают в течение всего урока, не отлынивают от учебы, а если и задумываются о чем-то своем на уроке, то не от скуки, а из-за мыслительных ассоциаций, возникающих по ходу усвоения материала. Если первоначально у некоторых еще проявляется желание нарушить дисциплину на уроке, как правило, чтобы привлечь к себе внимание, то уже через пару месяцев детские проделки уступают место соревнованию за похвалу учителя. Постепенно меняется их поведение, в том числе в стенах детского дома. Учащиеся дети становятся спокойнее и в большей степени, чем раньше, ассоциируют себя со взрослыми, а взрослым, как известно, проказничать не свойственно. Их социальный статус в глазах других больных повышается: «он учится!»; «у него есть друзья-сверстники за стенами детдома!»; «он знает то, что не знают другие детдомовцы!».
Постоянные усилия по концентрации внимания на материалах занятий в определенной мере приносят свои плоды, и ребенок тренирует память, забывает выученное меньше, чем раньше. Работа с карандашом и другими предметами, требующими развитой моторики движений пальцев, также благотворно влияет на характер учащегося. Он учится терпению, учится преодолевать трудности. Особенно заметно это у швейников, которым приходится труднее других, так как надо удержать иголку, будто нарочно изготовленную таким образом, чтобы вывалиться из пальцев, упасть со стола, закатиться в малозаметную щель и потеряться там навеки. Концентрация внимания на работе делает больного более спокойным и готовым к сотрудничеству с другими людьми.
Преподавателю надо постоянно помнить, что забытый материал предыдущего урока - это не злая воля лентяя, а просто мозг ребенка устроен так, что постоянно что-то забывает, потом вспоминает, что вызывает прилив радости, а потом вновь забывает, чем вызывает немалые огорчения. Первая заповедь учителя на уроке - терпение. Вторая: повторение - мать учения. И обязательно весь процесс обучения должен строиться на любви к детям вообще и именно к этим детям в частности. Обычной человеческой любви и тепла не бывает слишком много, а больные детдомовцы родительской любви не получили совсем. По крайней мере на время урока у этих ребят нет более близкого и уважаемого человека, чем учитель, который все знает, все умеет, все объяснит, все поймет. И учитель должен соответствовать. А еще учитель каждый шаг на уроке заранее должен оценивать с медицинской осторожностью - не навреди.
Преподаватели и мастера производственного обучения ОКСУ, работающие с группами детдомовцев, в частности Григорий Хачатурян, обучающий поварскому искусству и элементам карвинга, получают допуск к занятиям только после прохождения 50-часовой специальной подготовки. Иначе никак нельзя. По сути, группа из десяти-одиннадцати человек - это совокупность десяти-одиннадцати абсолютно разных миров, отличающихся друг от друга больше, чем отличаются миры обычных студентов. Отличаются не только интеллектуальным развитием, но и медицинскими показаниями, восприятием действительности. И к каждому должен быть найден индивидуальный подход. В награду учителю - небывалое внимание класса, полное послушание, неподдельный глубочайший интерес к изучаемому материалу, искренний восторг, когда что-то получается.
По сути, это еще и вариант инклюзивного образования, когда ученическая судьба студентов Образовательного комплекса сферы услуг пересекается с судьбой «неожиданных» сокурсников. Не беда, что занятия проходят в разных группах, по разным программам и что в учебе эти категории студентов не пересекаются. В коридорах ребята встречаются, и встречи эти носят глубоко воспитательный характер для студентов, а также своего рода лечебный характер для детдомовцев. Они уже не сидят в четырех стенах детского дома, который, кстати, они стопроцентно ассоциируют с родным домом - «поехали домой», «напомни мне, когда будем дома». Они выезжают на автобусе из детского дома не на прогулку, хотя любая прогулка тоже приветствуется. Они едут учиться. Они едут набираться знаний, как все другие сверстники за пределами детдома. Они равны этим сверстникам во всем. Да-да! Конечно! Во всем... кроме наличия родителей. В целом учеба - очень хорошее дело!
Студентам ОКСУ такое общение тоже полезно. Представьте себе ершистого паренька переходного возраста, не успевающего в учебе, опаздывающего на занятия, связавшегося по месту жительства с дурной компанией и вообще уверенного, что в мире нет человека, которому бы не везло в жизни больше, чем ему. От этого появляется и развивается склонность к фрондированию и асоциальным поступкам. Вдруг в коридоре поднадоевшего колледжа он встречает сверстника, абсолютно не похожего на других. Парень насторожен, не нападет ли на него этот «псих»? Не укусит ли? Кто привел его в колледж? Зачем? А сверстник спокойно подходит и очень дружелюбно говорит: «Слушай, у тебя нет точилки? Я тут карандаш уронил, а потом наступил на него, и грифель сломался. Помоги, а?..»
Так нечаянная помощь открывает молодому пессимисту неведомый мир с множеством людей, которым неизмеримо хуже, чем ему, и которые не делают из этого трагедии, а просто живут. Бунтарь разглядел в незнакомце маленького больного ребенка, который априори доверяет ему и нуждается конкретно в его помощи. Впервые в жизни он видит человека, который надеется на его помощь. И это не педагогический прием, а настоящая неподдельная надежда. После этого он и на себя начинает смотреть по-другому: все мои неудачи - мелкие житейские неприятности. Студент делает огромный шаг во взрослении, пересматривает свое поведение и отношение к учебе, окружающим людям, так как он понял, что жизнь намного сложнее, чем представлялась ему ранее.
Вообще эти ребята - эмоционально позитивные. Они изначально не несут в себе зародыш агрессивного соревнования. Им не надо доказывать свою состоятельность в глазах других людей - они уверены, что окружающие их люди очень доброжелательно относятся к ним, а уж когда узнают их получше, то все становятся им лучшими друзьями. Конфликты случаются редко и носят краткосрочный характер. Например, дежурный по классу Виктор, раздавая перед теоретическими занятиями листки бумаги, принципиально не дает второй листок, который некоторые хотят взять «про запас», чтобы скрыть ошибки и неудачные рисунки, от которых никто не застрахован. Виктор непреклонен: «На вас бумаги не напасешься!» Тут же учитель говорит ему: «Виктор, дай всем желающим по второму листку сразу. Если кто-нибудь испортит лист, то дай ему еще и третий, и четвертый. Мы же учимся, а значит, ошибаемся». И все, инцидент исчерпан, намечающаяся ссора забыта моментально. Ребята друг на друга зла не держат.
Детдомовцы и не подозревают о своем косвенном участии в воспитательном процессе и продолжают осваивать новые сложные навыки - нарезку овощей и приготовление несложных блюд. Осваивают и пробуют на вкус - ну как можно удержаться от немедленной дегустации симпатичных звездочек или треугольничков, вырезанных из кружков банана или моркови? Тирамису или бланманже вы легко можете заказать в любом ресторане, а «морковную соломку», нарезанную учащимся Сергеем, вы не найдете нигде. Эксклюзив! И как вкусен такой «эксклюзив», созданный своими руками! Чтобы понять это, надо, наперекор природе пойти учиться на повара, научиться готовить какие-то блюда, приготовить их и... съесть.
Как правило, занятия состоят из двух частей: теоретической и практической - в лаборатории. На теоретической части ребята повторяют пройденное, слушают новый материал, обсуждают, отвечают на вопросы учителя, работают с учебными пособиями и зарисовывают, например, схему разделки туши. Простые, с нашей точки зрения, действия требуют от них особых усилий - кто бы знал, насколько трудно произнести правильно несложный термин вроде «тазобедренная часть». Еще труднее записывать слова учителя: и почерк далек от совершенства, и слова попадаются незнакомые, и буквы теряются... Такая работа требует полной отдачи и концентрации внимания, что очень ценно с медицинской точки зрения. Затраченные усилия захватывают учеников настолько, что они даже не ожидают переменок. Им переменки не нужны - на уроке намного лучше, ведь это большая азартная игра.
Вторая часть занятий посвящена практической работе в лаборатории. Обычно на практику уходит порядка полутора часов. Дети работают в двух подгруппах - так легче уследить за всеми. Учителю помогают два педагога-воспитателя, приехавшие с ребятами из детдома, которые знают учеников с раннего детства и знают, на что следует обратить внимание при занятиях с каждым из них. Несмотря на то что занятия построены в игровом стиле, особую атмосферу создает профессиональный антураж: и учитель, и ребята одеты в фартуки и головные уборы, что способствует ощущению причастности к производственному процессу на кухне. На занятиях ставится рука - ученики обучаются правильно держать нож, правильно двигаться, правильно передавать нож друг другу, правильно подавать продукты при нарезке и так далее. Разумеется, главное внимание уделяется технике безопасности, чтобы все поняли, что кухня - это не игровая комната и невнимательность или баловство тут недопустимы. Для нарезки используются батоны хлеба - так работать легче и безопаснее.
В череду изучаемых рутинных кухонных операций обязательно входят яркие и светлые моменты занятий по кулинарному дизайну, когда ребята берут фрукты, привезенные с собой из детдома в качестве перекуса перед обедом, и начинают вырезать из этих фруктов элементы так называемого карвинга: цветочки, листочки, головки птичек или лебединые крылья. Пусть этот карвинг далек от совершенства, но вырезанное на уроке вызывает неподдельный восторг, ничуть не меньший, чем работы именитых мастеров. По традиции после волны восхищения и обмена восторгами все вырезанные фигурки немедленно съедаются. Таким образом, и расписание соблюдается, и вдохновение культивируется, и эстетическое начало развивается. Как говорится, есть что вспомнить.
Учеба не ограничивается четырьмя стенами колледжа. Ученики нередко отправляются на целевые экскурсии. Для общего эстетического развития была проведена экскурсия в ГУМ, где на одной из линий были выставлены костюмы киногероев из старых советских детских фильмов производства Киностудии имени Горького. Надо сразу подчеркнуть, что у каждого ребенка есть любимые фильмы, учащие доброте, формирующие эмоциональный фон характера, просмотренные и пересмотренные не по разу и даже не по одному десятку раз. Поэтому экскурсия превратилась в своего рода встречу детдомовцев с любимыми героями: в этом костюме, например, снимался Морозко, а в этом - Марья-искусница или сестрица Аленушка... Костюмы можно было украдкой потрогать рукой и обсудить с друзьями или учителем, какой эпизод фильма понравился больше всего. Характер восприятия сказок этими детьми намного ярче, чем у нас, и для них такое мероприятие превращается в сплошной праздник, что в свою очередь тренирует память и способность мыслить.
Кроме воспитательных, были экскурсии и профессионального характера. Очень понравилось ученикам посещение комбината питания «Космос», обслуживающего производственный комплекс имени Хруничева. Сегодня можно с полным правом сказать, что комбинат питания уникален. В советские времена подобные многоэтажные комбинаты существовали при всех крупных московских предприятиях, но сейчас в столице «Космос» остался «последним из могикан». Только там сохранились цеха по обработке продуктов в том виде, как они существовали в СССР. И ребята смотрели по сторонам широко открытыми от изумления глазами. Никто из них и не подозревал, что где-то в Москве существует такая гигантская «кухня». Дело в том, что большинство современных ресторанов имеют кухни небольшого размера, где надо еще умудриться, чтобы приготовить все заказы в момент «аншлага». Даже относительно крупные кухни не идут ни в какое сравнение с огромными производственными площадями цехов комбината питания «Космос». Один из детдомовцев очень емко выразил свое восхищение: «Да здесь можно весь мир накормить!»
Повара комбината отнеслись к ребятам радушно, признав их своими полноправными коллегами, и продемонстрировали «товар лицом». Как зачарованные ученики смотрели на быстрые профессиональные движения мастеров комбината питания, разделывающих продукты. В такой момент приходит осознание, что совершенству нет предела. Отрадно отметить, что ребята сами догадались выразить благодарность заместителю директора комплекса Татьяне Николаевне. А в ресторане «Коралл» шеф-повар распорядилась посадить маленьких визитеров за столы, и настоящий официант Михаил показал ребятам, как следует обслуживать посетителей. Надо ли говорить, что это был первый опыт посещения ресторана в жизни детдомовцев?
В учебном плане органично сочетается профессиональная подготовка с патриотическим воспитанием. В октябре 2015 года учащиеся из детского дома побывали на выставке в Манеже, посвященной Императорскому дому Романовых и России в целом. Конечно, они оценивали увиденное с точки зрения своего жизненного опыта, но демонстрировали неподдельный интерес буквально ко всему, что было на выставке. По словам самих детдомовцев, они часто бывают на выставках и концертах, в театрах и на спортивных мероприятиях.
Но самое интересное ожидает ребят летом. Вот уже третий год они готовятся поехать в летний лагерь в Крым: к солнцу, морю, теплой волне, мягко накатывающейся на гальку пляжа... Один из ребят деловито и дружелюбно спрашивает: «А вы летали самолетом в Симферополь?» Его так сильно распирает желание рассказать о чудесном полете, что сказать «да» просто невозможно. Он с гордостью повествует, как они, совсем как взрослые, летали в Крым, купались, загорали, смотрели по сторонам, впитывали впечатления. Всем очень понравилось, и теперь они в июне летят на море всем детдомом, кроме обучающихся в колледже, потому что у них в июне будут экзамены, и на отдых учащиеся полетят позже. «Сами видите - мы так заняты, крайне заняты, что нам не до отдыха...»
А сопровождающие воспитатели, пряча улыбку, шепчут, что уже через неделю детей начинает мучить ностальгия по дому - детский дом они называют просто «дом», имея в виду родной дом. Маленькие путешественники беспокоятся, все ли в порядке дома. С каждой неделей количество желающих вернуться домой возрастает, и к моменту возвращения все уже отдохнут и будут полны решимости вновь идти учиться, ходить на экскурсии, в гости или принимать гостей.
Каких гостей? Например, своих учителей и студентов колледжа, которые приходили на концерты самодеятельности, подготовленные силами питомцев детского дома. В качестве гостя любой желающий может прийти в детдом на день открытых дверей, который проводится в октябре и марте. Такой визит добавляет людям веры в себя и учит сочувствию к ближнему, о многом заставляет задуматься и на многое помогает взглянуть с иной стороны, позволяет нам еще раз ощутить себя человеком, радикально отличающимся от другой земной фауны способностью сопереживать чужим страданиям и восхищаться природным жизнелюбием. Приходите, только не забудьте о маленьких подарках детям, которым необходимы внимание и признание, которые уже наказаны природой неизвестно за какие грехи, но которые не ропщут, а просто живут своей жизнью и всегда рады видеть вас у себя.