К таким потребностям относятся ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к коллективной деятельности и понимание социальной значимости своей творческой деятельности; критичность и убежденность; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим. Как считают ученые, мотивационная сфера в целом детерминирует основные личностные проявления. Она представляет собой сложную и взаимосвязанную систему стремлений и побуждений человека (А.Маслоу, Б.Ф.Ломов и другие). Так, Борис Ломов отмечает, что в современных психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль, так как «...в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения» [Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Просвещение,1984. - С. 205].
Мы также учитываем, что в мотивационной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Это означает: что бы ни делал человек, в мотив его деятельности должно входить представление о другом человеке. Здесь актуализируется необходимость опоры на возрастные особенности подростков, для которых наиболее значимыми другими являются их сверстники. Соответственно педагогическая работа должна быть направлена на развитие не только личных мотивов, но и так называемых групповых мотивов. Причем эти мотивы должны иметь просоциальный (общественно значимый) характер, т. е. быть связаны с осознанием общественного значения деятельности, с ответственностью перед группой или обществом [Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.]. В случае действия просоциальных мотивов подросток начинает жить проблемами, интересами и целями своей группы - в данном случае театрального коллектива.
Как показывает многолетняя практика:
1) подросток, который побуждается просоциальными мотивами, обладает достаточно устойчивыми ценностными ориентациями, чувством ответственности и долга, он готов на долгосрочное участие в коллективном творчестве и понимает не только свою значимость, но и значимость именно взаимодействия в работе над созданием спектакля. Это повышает уровень общей культуры, развивает трудолюбие, упорство в достижении цели, самодисциплину, т. е. качества, необходимые актеру и одновременно важные для дальнейшей жизни, профессионального самоопределения, саморазвития и самореализации;
2) развитие мотивационной сферы подростков эффективно происходит в условиях творческого коллектива, которому присущи общность целей и адекватность мотивов совместной деятельности, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей.
Взаимосвязь развития мотивации и коммуникативных навыков заключается в том, что хорошо организованный театральный коллектив, действующий в особой эстетико-коммуникативной среде и имеющий продуманное педагогическое руководство, обеспечивает условия для многообразных форм социализации и одновременно обусловливает возможности творческого развития каждой личности. Самая сложная педагогическая задача при этом заключается в том, чтобы в глазах участников студии воспитательная функция коллектива являлась вторичной по сравнению с его социально полезной функцией.
Показательно также, что направленность на осуществление общих творческих целей в театральном коллективе нивелирует обычно существующую в объединении подростков тенденцию замыкаться в кругу групповых интересов. В школьном театральном коллективе, кроме того, часто складывается позитивная психологическая ситуация, позволяющая устанавливать между подростками доверительные, открытые, теплые взаимоотношения.
Важно отметить и тот факт, что, часто обновляясь, школьный театральный коллектив способен, тем не менее, сохранять сложившиеся традиции, законы общения, обычаи, требования. Следовательно, его можно назвать постоянно действующей силой, помогающей развивать человека, способствовать его социализации.
Доказано, что нередко участники театральных коллективов, проявляя внутри своего коллектива отношения взаимопомощи, ответственности, демонстрируют эти качества и за пределами данного коллектива. Более того, они способны транслировать некие идеи, принципы, ценности, не боясь пострадать за убеждения, идущие вразрез с убеждениями их, скажем, дворового коллектива или класса и т. д.
Таким образом, общественная ориентация деятельности в творческом театральном коллективе способна порождать в его участниках желание транслировать идеи и за пределами этого коллектива.
Можно сделать важный вывод о том, что формирование качеств личности, позитивно влияющих на процессы творческого развития и социализации подростков на основе освоения театрального искусства, предполагает «абстрагирование» от дел и целей конкретного коллектива, связь этих дел и целей с более широкими задачами других коллективов, образующих общество.
Следовательно, именно на этом пути у растущего человека формируется гражданская позиция, возникает неравнодушие к жизни общества, появляются навыки отстаивания своих позиций и убеждений.
Таким образом, основными психолого-педагогическими предпосылками развития мотивации на творческую самореализацию являются:
- необходимость в процессе образования раскрывать перед подростками сложившиеся в обществе поведенческие образцы и нравственные идеалы. Эта предпосылка еще раз обосновывает значимость создания эстетико-коммуникативной среды (направление социализирующего компонента);
- создание условий для развития индивидуальных особенностей каждого подростка, составляющих основу социализации, таких, как творческая и социальная активность, стремление к самореализации, сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные ценности, убеждения, потребности [Фельдштейн Д.И. Психологическая роль детского коллектива в формировании коллективистических качеств у школьников // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М., 1978; Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условия формирования личности подростка // Вопросы психологии, 1980, №4; Фельдштейн Д.И. Особенности развития деятельности ребенка в онтогенезе // Вопросы психологии, 1981, №6];
- развитие таких структур личности, как
1) мотивационная сфера подростков - развитие происходит через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности и перехода мотивов «понимаемых» в мотивы «реально действующие» [Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972];
2) устойчивые познавательные интересы, направленные на всю окружающую действительность в целом и на искусство театра, в частности. Механизм творческого развития и социализации подростков в театральной студии предполагает эмоциональную насыщенность учебно-воспитательного процесса, включая радость познания, радость собственного творчества, которые делают более устойчивыми, укорененными в личности полученные знания - это обусловливает связь мотивационного компонента с эмоционально-развивающим;
3) готовность к ответственному выбору - такая готовность возникает на основе постоянного участия в коллективной творческой деятельности (что определяет сферу активизации творческой деятельности в педагогической модели).
Мы считаем, что основной задачей школьного театра является не достижение результата, а воспитание у подростков потребности в самореализации в искусстве, приобщение к Театру с большой буквы.
В связи с этим театральное искусство рассматривается мной как один из видов не только творческой, но и общегуманитарной деятельности. Это означает направленность подготовки участников студии: педагог прежде всего ориентирует подростков на развитие духовного начала, формирование устойчивых нравственных и эстетических ценностей. Освоение этих ценностей невозможно без обретения определенной суммы знаний и навыков их обобщения, анализа, сопоставления и т. д. Все это сосредоточено в задачах сферы расширения культурного кругозора.
В школьном театре задается своеобразный вектор на раскрытие для подростков потребности в обогащении своих знаний в гуманитарной области. Основными направлениями педагогической работы в данном случае являются:
- обогащение и развитие эстетического и культурного опыта, вкуса, сознания;
- освоение драматургии и основ театрального искусства как высших гуманистических ценностей культуры и импульса к личностному росту;
- педагогическая поддержка инициативы развития познавательных интересов самих подростков;
- руководство по созданию общения, имеющего ценностный познавательный характер, - это направление связывает данную сферу с развитием коммуникативных навыков;
- развитие художественного восприятия подростков на основе изучения классиков драматургии и литературоведческих и театроведческих трудов.
Разработка данных направлений опирается на выявленные психологами возрастные особенности подростков. Выделим те, которые значимы именно для этого круга проблем:
- для подростка большое значение приобретает теоретическое мышление. В связи с этим получаемая информация становится условием для построения и проверки собственных гипотез;
- в этом возрасте уже с 11 лет начинает вырабатываться формальное мышление. Подросток уже умеет рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; начинает ориентироваться не на возможное, а на очевидное. Благодаря своей новой ориентации он получает возможность вообразить все, что может случиться, и очевидные, и недоступные восприятию события;
- внимание, память, мышление в подростковом возрасте приобретают самостоятельность, значит - подросток может управлять ими сам по своей воле.
Одним из важнейших является положение о том, что все формы занятий в школьном театре должны способствовать творческому развитию участников, вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению инициативы. В связи с этим преобладают коллективные формы работы. Они создают предпосылки для яркого, интересного, открытого и доброжелательного общения подростков, для их взаимовлияния друг на друга. Отметим, что значимость познания для процессов творческого развития и социализации подростка подчеркивается всеми исследователями этой психолого-педагогической области.
Согласно концепции Льва Выготского, главная установка теории творческого развития растущего человека состоит в том, что обучение должно «забегать вперед развития», вести за собой, ориентируясь не на вчерашний день в умственной деятельности учащихся, а на зону ближайшего развития [Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.- С. 449].
В работах Д.Б.Богоявленской, В.Н.Дружинина, А.В.Хуторского описаны критерии, характеризующие высокий уровень творческого развития личности [Дружинин В.Н. Психология. - СПб.: Питер, 2004. - 651 с.]. Среди них особый интерес представляют:
- наличие позитивной мотивации, основывающейся на проявлениях самостоятельности получения знаний, желании получать удовлетворение от процесса обучения и его результатов;
- проявление самостоятельности, отражающееся в умении учиться, планировать, организовывать свою деятельность, мыслить и действовать независимо;
- проявление креативного мышления, характеризующееся способностью к обобщению и абстрагированию, быстрота, гибкость, мобильность познавательных процессов, умственных операций, форм мышления, разнообразный опыт деятельности;
- умение модифицировать, комбинировать, варьировать собственную деятельность в нестандартном ключе;
- целеустремленность;
- развитые навыки коммуникативной компетентности;
- инициативность, самоорганизация, трудолюбие.
Необходимость опоры на сферу расширения культурного кругозора в творческом развитии и социализации подростков в театральной студии подтверждается и важностью решения следующих педагогических задач:
1. Выстраивание учебно-воспитательного процесса как процесса освоения ценностей культуры, что позволяет, преодолевая различные жизненные и социокультурные препятствия, совершить личности прорыв в мир высоких духовных идей - мир, который «концентрирует энергию социальных взаимодействий прошлых поколений, то есть обладает определенным энергетическим зарядом. К формам культурного значения могут быть отнесены любые нормы, способы и результаты мышления, чувствования и поведения, которые направлены на организацию социального поля» [Коган И.Л. Культурометрия // www. kulturolog.hl].
2. Стимулирование у подростков категории «САМО» - самовоспитания, самообучения, саморазвития.
3. Развитие рефлексивной позиции, которая значительно влияет на творческое развитие и социализацию личности. Исследователями установлена устойчивая связь между уровнем рефлексии и способностью к самообучению: чем выше способность рефлексии, тем успешнее обучение (А.В.Крюкова, И.В.Дубровина и другие);
4. Обогащение эмоциональной отзывчивости. В данном случае мы опираемся на позиции исследователей, которые считают, что эмоциональная отзывчивость проявляется в способности понимать и ценить чувства других людей, делить свои переживания, в сопереживании героям произведений искусства, в стремлении культивировать высшие эстетические эмоции на основе восприятия мира искусства; в возможности испытывать творческое озарение [Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. - М.-Воронеж: Ин-т практич. психологии, МОДЭК, 1998. - 304 с.].
Таким образом, актуализируется значимость опоры на сферу развития эмоций и ценностных ориентиров подростков.
Эмоционально развитый подросток - участник студии владеет возможностями различных форм проявления чувств и целенаправленно их применяет в общении со своими коллегами и с руководителями театрального коллектива. Общение с таким человеком яркое, экспрессивно насыщенное.
Процесс совместной работы с ним над постановкой спектакля становится особенно интересным. Важность развития эмоциональной отзывчивости у подростка-актера обусловливается также способностью этого качества рождать импульс к подлинному переживанию при общении с искусством, что вызывает ощущение насыщенности и полноты жизни. Такое переживание рождает импульс к творческому развитию, закладывая основу для успешной и полноценной социализации.
В данном случае нам близка мысль русского философа Павла Флоренского о том, что каждую встречу с искусством необходимо превращать в «единственный случай духовной жизни»: «Один из глубочайших механизмов художественного творчества - застывшие словесные, изобразительные, пластические, звуковые формы и структуры в пространстве индивидуального творческого сознания становятся случаем духовной жизни и именно в этот единственный в мировой истории раз» [Флоренский П.А. Священник. Сочинения в 4-х томах. Т.1. - М.: Мысль, 1994. - С. 38].
Помимо общего значения театрально-исполнительской деятельности в развитии и социализации подростков, в данном компоненте также выявляется его коммуникативная составляющая.
В процессе создания спектакля подросток часто оказывается перед альтернативой: поступить согласно своему мировоззрению или пойти против своих взглядов, испугавшись, например, неодобрительного отношения большинства. Задача педагога в этом контексте состоит в такой организации творческой коллективной деятельности, которая обеспечивает развитие ответственного отношения участников коллектива к общему делу. Именно в этом случае подросток обретает важные для социализации просоциальные мотивы, когда общественное дело становится потребностью.
В результате анализа творческой деятельности наиболее успешных современных школьных театров были выявлены характерные черты, определяющие направления творческих исканий и особенности работы с подростками в этой сфере.
Среди них: интерес к экспериментам в области формы; активное обращение к современной тематике; отсутствие рутины и непринужденное отношение к творчеству; свобода в выборе репертуара; свобода самовыражения актеров-подростков на репетициях и в процессе обсуждения спектакля; импровизационность; использование тренингов и заданий, способствующих развитию фантазии и воображения.
Для подростка особенно важно осознать значимость игровой деятельности в процессе подготовки спектакля - это позволяет раскрепостить психофизический аппарат, научиться освобождать свое тело от зажимов.
Игра воспринимается как «главный тракт культурного развития ребенка» [Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. - Т. 6. - М.: Педагогика, 1984. - С. 14]. Целью занятий в этом случае становится не приобретение профессиональных актерских навыков, а обретение качеств, необходимых для дальнейшей жизни - глубоко осмысленной, интересной, глубинно проживаемой, деятельной, полной мотивов на самореализацию и на познание, на духовный рост.
Базой для осуществления задач активизации творческой деятельности является «система» Константина Станиславского, использование принципов профессионального воспитания актера, сформулированных Михаилом Чеховым, Евгением Вахтанговым, Всеволодом Мейерхольдом.
Учет воспитательной направленности подготовки актеров-подростков отражается в подборе и интерпретации репертуара театра, приоритета пьес, которые открывают что-то новое, дают импульс на открытие своего духовного мира, на развитие воображения, раскрытие сущности явлений и особенностей людей; в подключении ситуаций и заданий, позволяющих развивать культурный и эстетический опыт, эстетическую рефлексию, потребности в самостоятельной творческой деятельности, позволяющей более ярко раскрыться в личностном плане.
Наиболее существенным направлением реализации данной сферы является поощрение творческой инициативы и самостоятельной деятельности подростков - участников студии. Также выделены следующие эффективные направления:
- взаимосвязь традиционных и инновационных методов подготовки подростков-актеров.
Для раскрытия этого направления необходимо дать сущностную характеристику традиционным и инновационным методам профессиональной подготовки актеров.
Традиционными методами мы считаем профессиональные методы и рекомендации по изучению актерской и режиссерской театральной техники, постановки и воплощения в жизнь драматургических произведений, разного рода представлений и шоу, изучение истории становления и развития искусства театра.
Инновационные методы направлены на развитие творческого начала личности, на пробуждение и становление у актеров-подростков способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Это:
- методы, направленные на развитие лидерских и диалогических способностей;
- методы, позволяющие активизировать творческую деятельность студентов;
- методы развития межличностного общения в коллективе;
- взаимодействие искусств в процессе создания коллективного творческого продукта самодеятельного театрального коллектива;
- методы создания эстетической среды средствами театра.
Данные методы развиваются на основе концепций Шалвы Амонашвили, Адольфа Дистервега, Яна Амоса Коменского, Константина Ушинского, Виктора Шаталова, Михаила Щетинина, Рудольфа Штайнера и других выдающихся представителей отечественной и зарубежной гуманистической педагогики.
Завершая рассмотрение основных сфер педагогического сопровождения творческого развития и социализации подростков в театральной студии, важно подчеркнуть, что все они взаимообусловлены, взаимодействуют - и все они являются в сущности своей развивающими, т. е. гибкими, динамичными, открытыми в будущее, процессуальными по пространственно-временным характеристикам.

Александр ЗАЙЦЕВ, педагог дополнительного образования школы №1279