Давно известно: все новое - хорошо забытое старое. Нам было что забывать - педагогические отряды, артековские профильные смены, лагеря труда и отдыха, школы пионерского и комсомольского актива. Сегодня к этому возвращаемся, потому что мы ратуем за школьное самоуправление, но чтобы справляться с самоуправлением, нужно прежде всего уметь обучать лидеров по самым современным методикам. Весь вопрос нынче в том, кого обучать, где и кто этим может заниматься.

В 1989 году председатель студенческого профкома Смоленского пединститута Коля Сенченков вдруг понял, что подростки в возрасте от 14 до 18 лет остаются «бесхозными», слоняются по улицам в каникулярное время, не зная, куда девать свою энергию, куда приложить свои силы. Да и в учебное время ситуация ничуть не лучше - ребята повзрослели, посерьезнели, а к ним в школе относятся как к малышам, спрашивают по полной программе, а вот самостоятельно что-нибудь сделать не разрешают. Или разрешают, но опекают так плотно, что делать ничего не хочется. Пробел в обучении студентов педвуза и решил восполнить Коля Сенченков: возник в вузе, который сегодня зовется уже педуниверситетом, педагогический отряд «Крылатый». С тех пор много хороших молодых воспитателей-педагогов получили дипломы, Коля стал проректором университета по внеурочной работе, кандидатом педагогических наук Николаем Петровичем Сенченковым, финалистом конкурса «Лидер в образовании» 2002 года, а система подготовки молодых педагогических кадров все более модернизируется, охватывает все большее количество студентов и школьников.

Каждый учебный год в СПГУ начинается с того, что Сенченков набирает студенческий педагогический отряд, который изучает спецкурс «Инновационные технологии воспитания детей и подростков»; каждое лето собирает Сенченков с единомышленниками на специальную смену в областной лагерь «Сокол», принадлежащий Смоленскому агропрому, активных ребят из разных учебных заведений (правда, преобладают школьники), победителей различных конкурсов, соревнований и так далее. За 18 лагерных дней ребятам предстоит «прожить» весь учебный год, придумав интересные сценарии для многих, ставших традиционными, а потому скучными, праздников, новые творческие дела, которые потом увлекут их одноклассников и одношкольников. Для ориентировки к их услугам большой банк данных, и желающие не изобретать велосипед всегда могут сверить свои придумки с уже существующим, придуманным другими, внести в банк свои ноу-хау, чтобы ими воспользовались следующие поколения «соколят».

Начинается очередная смена так же, как любой новый учебный год, со знакомства новичков и старичков: одна треть лагерного коллектива - те ребята, которые ездят в лагерь несколько лет подряд, потому что путевки оплачивает не только областной бюджет, их могут приобретать за свои деньги и родители. Кроме того, есть студенты, которые работают в «Соколе» комиссарами и помощниками комиссаров. Студенты готовы прийти на помощь своим питомцам, но в их жизнь без спроса не вмешиваются - лидеры с самого начала должны быть абсолютно самостоятельными, иначе никакого лидерства и личного творчества не получится. Знакомятся ребята обычно на общем сборе «Расскажи мне о себе», после этого открываются «Олимпийские игры» и каждый день проходят какие-то маленькие соревнования, конкурсы, позволяющие узнать и оценить, кто есть кто. Со стороны кажется, что ребята просто бегают, маршируют, соединяются в группы, разъединяются, а на самом деле идет процесс создания и сплачивания коллективов. В конце концов возникнут четыре профиля - зима, весна, лето и осень - и отряды, называемые филами, - так в древней Атлантиде именовали жители свои родоплеменные объединения своего цвета. У каждого профиля шейная косынка своего цвета , которую можно использовать как бандану, повязку, галстук.

Но созданием профильных объединений дело не ограничивается, ведь в школе лидеров самоуправления обычно выбирают. Тот, кто претендует на место школьного лидера, должен уметь достичь желаемого, но для этого ему нужно научиться правильно вести себя, привлекать на свою сторону широкие массы. Новые идеи, умение предлагать что-то интересное, конечно, помогают будущим школьным вождям наживать солидный общественный капитал, но для того чтобы быть первым, этого мало. Нужны, например, знания по практической психологии, и понимая это, из года в год Сенченков приглашает в «Сокол» психологов и психотерапевтов. Каждый профиль, каждый фил-отряд участвует в полуторачасовом занятии, которое помогает им разобраться в очень важных проблемах. «Лагерь необычен тем, что тут собираются ребята, имеющие вкус к творчеству, - говорит психотерапевт Марина Новикова, - поэтому у них много проблем, связанных с работой в коллективе. Они задают вопросы, например, такие: когда я не уверен в себе, это помогает мне творить или мешает? Моя страсть к достижению чего-то высокого - это плюс или минус? Отвечая, они учатся рассуждать, создавать свой алгоритм творчества, работать в коллективе и с коллективом, вырабатывать стиль командного взаимодействия и создавать свою команду». Марина Владимировна убеждена в том, что за одну лагерную смену ребята очень сильно меняются, делая такой скачок в росте, для которого обычно требуется несколько лет. Не все, конечно, оказываются к этому готовыми, но большинство «соколят» меняются очень сильно. Это ярко проявляется потом, в течение года, потому что эти ребята становятся очень заметными в области. Они участвуют во всех областных мероприятиях, не боятся выступать, смело общаются с власть предержащими, причем ребята из интернатов, из сельских школ ничем не отличаются от городских. приезжая в лагерь с социальным интересом, они уезжают оттуда с социальной уверенностью, им многое по плечу.

Умение выступать, общаться, отстаивать свои позиции и взгляды для лидера школьного самоуправления чрезвычайно важно, поэтому в лагере проигрывают различные варианты предвыборной кампании. «Соколята» разбиваются на различные партии, придумывая им названия,. например, были в прошлом году «Перец» и «Кренол» (партия любителей крестиков и ноликов). Партии проходят регистрацию, затем проводят агитационную кампанию, выдвигая кандидатуру на должность верховного Архонта - так в древней Атлантиде назывался правитель, которого избирали свободные граждане. Сенченков - выпускник исторического факультета СПГУ, поэтому его все время тянет на путешествия в историю, психологи считают этот вариант очень оптимальным. Изучая историю в такой неформальной обстановке, ребята учатся проводить исторические параллели, делать интересные выводы. Кстати, самым большим достижением Сенченков считает то, что два года подряд верховным Архонтом «Сокола» выбирали студента факультета управления, комиссара Алексея Ладуду, значит, правильным курсом идут педагоги и психологи, значит, уже есть шанс у молодых выпускников стать для своих учеников настоящими лидерами, завоевать необходимый авторитет в ребячьей среде.

Что интересно, в «Соколе» ведется довольно большая научная работа, преподаватели СПГУ, областного центра психологической поддержки и Департамента образования Смоленщины изучают происходящее, выставляя оценки с учетом мнения ребят по трем шкалам. Шкала творческих дел помогает понять, какое мероприятие было качественно подготовлено, а какое вовсе даже нет. Шкала настроения дает вполне объективные данные о том, какие эмоции испытали ребята от праздника, от соревнования. Например, в прошлом году первая игра КВН была просто провальной, ребята об этом написали, следующую игру они же сами провели так, что выразили уже полный восторг. Шкала самочувствия позволяет понять, когда у ребят возникает подъем или спад в эмоциональном плане, в физическом состоянии. В обычных лагерях дисциплина и распорядок дня соблюдаются неукоснительно. В «Соколе» могут, изучив самочувствие ребят, отменить или объявить тихий час, сделать подъем не в 8 утра, а в 9 или даже в 10 часов, вынести кровати на улицу, устроить ужин на свежем воздухе, провести костер или сбор в 12 часов ночи. Постоянный директор лагеря такое вынести не может, а потому на смену лидеров уступает свой пост Сенченкову, и тут Николай Петрович разворачивается по полной программе. Последователь Блонского, проректор считает, что в работах ученого по педологии все есть, нужно только внимательно их читать, но не стремится быстро найти ответ, что делать с современной молодежью, думая, что ответ на этот вопрос логичнее всего получить в совместной работе с той же самой молодежью. Не случайно заместителем в эту смену у Сенченкова становится Ольга Лепешкина, руководитель «Радуги» - областного центра поддержки детских и молодежных организаций. Она сама была в «Соколе» сначала просто отдыхающим ребенком - будущим лидером, потом студенткой-комиссаром, так что работу в лагере знает очень хорошо. К тому же потом в течение всего года она уже использует знакомство с большинством «соколят» и привлекает их к проведению всех областных детских и молодежных мероприятий. Кстати, все верховные Архонты, все победители разных конкурсов, соревнований остаются в истории «Сокола» навсегда - в лагере есть аллеи звезд, и каждый «соколенок» мечтает, чтобы там появилось его имя.

«Сокол» давно стал своего рода экспериментальной площадкой, не обычным лагерем, а может быть, даже неким инкубатором творческой молодежи и для творческой молодежи. Все происходящее оценивается постоянно. Например, стенгазета «Третий глаз» на первый взгляд обычна, на самом деле - это барометр лагерной жизни, и педагоги, психологи внимательно читают каждый номер, вывешиваемый на специальном стенде. Вот рубрика, посвященная дню, проведенному на «Тропе друидов», рассказывает о необычном однодневном походе, оказывается, ребята немного подустали - слишком быстрый темп был взят, слишком много станций (20!) пришлось преодолеть. Вот рубрика «С сексом по жизни» - название эпатирующее, но в действительности ребята пишут о сложных проблемах, которые их волнуют, помогая друг другу разобраться в них, серьезно, по-взрослому оценивая то, что постоянно предлагает наше отечественное ТВ. Вообще в лагере много самых различных «разборок ситуаций», во всяком случае психологам работы хватает, к ним частенько приходят и в творческую мастерскую, и на индивидуальное консультирование. Но разговор с психологами идет не о личных проблемах, чаще всего ребята стремятся разобраться в ситуациях, складывающихся в коллективе.

Но обычно многие проблемы в «Соколе» решаются весьма необычно, для этого устраиваются кино- и театральные фестивали. В 2001 году, скажем, были спектакли на такие трудные темы, как суицид, наркомания, бродяжничество, беспризорность, алкоголизм. Понятно, что подростка нужно от всего этого оттолкнуть, огородить. Но как? Выходы подсказывали ребята, которые ставили спектакли, и те, кто эти спектакли смотрел. Свобода творчества позволяет ребятам чувствовать себя в «Соколе» очень комфортно, раскрывать свои способности наиболее полно. Пребывание в лагере (всего 18 дней) становится важным шагом, который меняет жизнь и помогает в дальнейшем выстраивать судьбы наилучшим образом. Причем не только собственные, но и окружающих. Лидеры, воспитанные в «Соколе», а по большому счету в СПГУ, в области, становятся в будущем лидерами на только в своих школьных, но и в любых коллективах, где им потом приходится учиться или работать.