Микроспутник был запущен в автономный полет 20 марта 2002 года с российского транспортного грузового корабля «Прогресс» после отделения последнего от Международной космической станции перед ее затоплением. «Колибри-2000» совершил 117 витков вокруг Земли и 4 мая того же года вошел в плотные слои атмосферы и закончил свое существование над акваторией Тихого океана. Несмотря на свою миниатюрную массу - всего 20,5 кг, этот микроспутник имел все необходимые компоненты для автономного существования и фундаментальных научных исследований: бортовую систему управления, солнечные и химические батареи, антенны, систему магнитно-гравитационной ориентации и стабилизации, а также комплекс научной аппаратуры, включающий в себя два магнитометра и анализатор частиц и полей. С помощью этих приборов и была осуществлена научная программа по изучению магнитосферы Земли и влияния на нее солнечной активности. Данные, полученные с «Колибри-2000», до сих пор используются как универсальное учебное пособие в программах дополнительного образования студентов и школьников города Обнинска.

Идею микроспутника «Колибри-2000» выдвинули австралийские школьники. Их поддержали сотрудники российского Института космических исследований (ИКИ) РАН. По мере развития к проекту присоединились заинтересованные организации: Специальное конструкторское бюро космического приборостроения ИКИ РАН, Научно-исследовательский институт ядерной физики МГУ, Научно-исследовательская лаборатория авиационно-космической техники РОСТО, НПОМаш. Окончательно решение о создании «Колибри-2000» было принято, когда дал добро президент РКК «Энергия» имени С.П. Королева академик Юрий Семенов.

Научная программа микроспутника включала в себя исследование магнитосферы Земли из космоса над двумя регионами - Европой и Австралией для выявления техногенных изменений физических полей над ними. Предполагалось также исследование различных процессов, происходящих в этих регионах во время магнитных бурь, то есть своего рода «космической погоды». Учебная программа должна была познакомить российских и австралийских школьников с этими научными данными. Для реализации учебной программы в России была выбрана физико-техническая школа при Институте атомной энергетики из города Обнинска. В Австралии эту задачу выполняли школы Knox Grammar Schoole и Ravenswood Schoole for Girls, ученики которых были инициаторами проекта «Колибри-2000». Школьники обеих стран вместе со специалистами принимали участие в монтаже наземных пунктов приема, а после запуска спутника - в обработке и интерпретации научной информации. Данные о спутнике поступали в интернет, так что программа «Колибри-2000» стала доступной для многих школьников и студентов.

Российскую научно-образовательную программу представляет некоммерческая межрегиональная общественная организация «Микроспутник», куда входят ведущие отечественные специалисты из ракетно-космических и научных учреждений, а также заинтересованные организации студентов и школьников, которые выразили желание принять участие в запуске на орбиту новых микроспутников серии «Колибри». До 2008 года предполагается отправить на околоземные орбиты еще четыре таких микроспутника. Будущие микроспутники предполагается оснастить цифровой фотокамерой, навигационным оборудованием GPS, более совершенными приборами и, возможно, субспутниками массой до 1 кг. В их программы полета запланированы экологический мониторинг Земли, предупреждения землетрясений, извержений вулканов, тайфунов, лесных пожаров, техногенных катастроф и радиационных выбросов.

Заместитель директора ИКИ РАН, доктор технических наук Геннадий Тамкович, как руководитель проекта, считает, что участие школьников и студентов в программе «Колибри» должно помочь им более глубоко изучать физику, математику, информатику и другие предметы. Для них это будет своего рода лабораторным практикумом по созданию систем и узлов космических аппаратов, обслуживанию космических устройств по разработке научных и прикладных задач, по созданию и обслуживанию баз космической информации. По мнению руководителя проекта, главное его достоинство заключается в том, что он позволяет наиболее подготовленным школьникам и студентам одной, двух и более стран совместно проводить самостоятельные научные космические исследования.