Следствием этого стало постоянное присутствие повышенного тонуса в руках, в ногах, непроизвольные движения, нечеткость речи, способ передвижения - на коленях или в инвалидном кресле-коляске.
Несмотря на столь болезненное состояние, в 1992 году я окончил среднюю общеобразовательную школу №1, а в 2002 году - исторический факультет Сыктывкарского государственного университета. Учителя и преподаватели вели уроки, проводили консультации и принимали зачеты и экзамены на дому. В 2014 году окончил Сыктывкарское духовное училище по специальности «катехизатор» - на установочные и экзаменационные сессии выезжал в Епархиальное управление в сопровождении супруги.
Был участником восьми научных конференций «Семиозис и культура», проходивших в  Сыктывкаре. На поезде выезжал на Международную конференцию в Архангельск. Публиковался в сборниках трудов, издававшихся по случаю проведения научных форумов в Брянске, Махачкале, Санкт-Петербурге, Самаре, городе Сегед (Венгрия), а также в научно-популярных журналах «Арт» и «Север». С полным перечнем моих публикаций и их текстами можно ознакомиться на сайте Национальной библиотеки Республики Коми в разделе «Национальная электронная библиотека» - http://nbrkomi.ru/page/3931#О.
С февраля 2015 года я занимаю должность методиста в Центре воспитания и дополнительного образования Коми республиканского института развития образования: составляю резюме на учебные занятия и образовательные мероприятия, веду поиск учебной информации в Интернете, занимаюсь заполнением и рассылкой наградных документов и распоряжений Министерства образования Республики Коми. Кроме того, я принимал посильное участие в православной образовательной деятельности.
Все мои достижения стали возможны лишь благодаря неустанной помощи мамы и бабушки. Их стараниями я выучился читать, писать и считать еще до того момента, когда на дом пришла учительница начальных классов средней школы №20 поселка Седкыркещ Вера Ивановна Коюшева.
Помимо накопления суммы новых знаний с самого раннего детства передо мною ставилась задача развития мелкой моторики рук - кистей и пальцев. Поэтому под присмотром мамы, бабушки и дедушки я лепил из пластилина, клеил из бумаги и картона, рисовал и выжигал, занимался чеканкой на листах фольги, выпиливал лобзиком, печатал на пишущей машинке, а затем набирал тексты с клавиатуры компьютера, пробовал играть на фортепиано и занимался сборкой моделей из конструкторов.
Помню, что правилом выкладывания из мелких деталей различной длины и конфигурации моделей из мозаики «Золотой ключик», созданной по мотивам повести-сказки Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», было точное перенесение изображений главных героев с бумажных листов на пластмассовые панно.
При этом требовалось решить ряд математических задач:
1) рассчитать расстояние от края панно до одежды, лица, бороды, руки, ноги, головы, до главного предмета, которым был «вооружен» герой;
2) сосчитать количество разноцветных квадратиков, треугольников, двух-, трех- и односоставных палочек. Эти детали были необходимы для точного воспроизведения на панно различных частей рисунка.
В начале работы изготавливались пластмассовые панно. Если планировались сложные композиции, панно составлялись из двух или трех пластмассовых оснований, скреплявшихся с обратной стороны специальными белыми квадратами. В мелкие дырочки этих пластмассовых сетей плотно вставлялись разнообразные детали.
Именно сочетание красочных деталей с точным математическим их расположением оживляло картинку, наполняло ее внутренним характером и внешним динамизмом.
Вот снимок панно, на котором был выложен главный герой сказки - Буратино.
Другой конструктор, по-настоящему мальчишеский и поднимавший мысль в небеса, - советско-швейцарский набор «Полет», или «Медвежонок». Он был очень популярен среди школьников 70-80-х годов XX века.
Последовательное, опять же математически выверенное соединение друг с другом различных пластмассовых деталей - квадратиков, треугольников, кругов, столбиков, угольников и лопастей - позволяло собирать модели не только распространенных тогда самолетов и вертолетов, но и вездеходов, луноходов, пожарных машин, мельниц и домиков - http://meccano.rustoys.ru/index.html?curcat=50&subcat=51.
Квадратики и треугольники крепились горизонтально или вертикально в зависимости от технических требований построения той или иной модели. «Стекла» в кабине самолета, вертолета, двери и окна домиков и мельниц выкладывались деталями исключительно красного цвета. Остальная часть модели оставалась белого цвета. Все детали располагались к зрителям своей гладкой, «презентабельной», стороной. Зубчики каждого геометрического элемента «укрывались» во внутренней части модели, имитируя собой крючки или гвоздики, необходимые для нужд экипажа и пассажиров, владельцев жилья или работников, занятых на сельскохозяйственных объектах. Герметичность - полная заделка всех швов модели - обеспечивалась пластмассовыми столбиками разной длины, имевшими с четырех сторон  неглубокие желобки для прочного сцепления с небольшими выступами треугольной или квадратной детали. Пространство каждой модели внутри оставалось пустым. Это давало возможность спрятать в жилом пространстве домика какие-либо небольшие сладости или иные сюрпризы или использовать домик как шкатулку: домик накрывался крышей, но она, несмотря на все мои старания, не соединялась со стенами домика и оставалась разъемной. Еще можно было поставить или посадить во внутреннюю полость маленьких куколок или солдатиков - воображаемых пассажиров, пилотов либо жителей - и получить мощный толчок для нового полета детской фантазии, которая вслед за веселыми качелями вздымалась «выше ели» и «не ведала преград».
И еще ряд важных моментов. Частое перебирание мелких и более крупных элементов конструктора массировало кисти рук, делало их мягче и придавало им ловкость. Целенаправленная сборка отдельных частей моделей и сведение их в единое целое способствовали развитию терпения и сосредоточенности, тренировали память и геометрическое мышление, которые довольно часто бывают нарушены у детей, страдающих детским церебральным параличом. 
Пластмассовая коробка с большим количеством отделений, предназначенная для аккуратного раскладывания после окончания игры всех использованных деталей, развивала в детях чувство порядка и умение запомнить изображение и функциональное назначение каждой детали.
Подробное описание этого конструктора и процесса сборки одной из конструкций мне удалось обнаружить на сайте https://www.youtube.com/watch?v=Sq7nSXFF8hk.
Максимально точное отображение различных типов самолетов и вертолетов, домов и иных объектов промышленности и космической индустрии, внимательное и серьезное отношение ко всем этапам сборки каждой модели - это отличительные и неповторимые черты детского конструктора «Полет».
Вот и цветное изображение «Грузового такси», собранного мною специально в качестве иллюстрации к данной статье.  
Именно на таком грузовом такси и герои сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино», и дети из многих областей современной России дошкольного и школьного возраста, читавшие эту сказку, могут запросто переместиться на территории мирных образовательных конструкторских решений компании «Лего».
В 2015 году руководство Центра воспитания и дополнительного образования одобрило мою инициативу по изучению применения конструкторов «Лего» с позиций развития инклюзивного образования.
Я собрал два панно из базового набора «Лего» «Story Starter»: «Построй свою историю: Городская жизнь». Педагогические цели обучения, которые ставили перед собой создатели этого комплекта учебных материалов, были следующими:
1. Развитие грамотности, языковых навыков, навыков рассказчика.
2. Развитие социальных и коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и коллективной работы.
3. Развитие навыков восприятия и творческого мышления.

Вся моя работоспособность и целеустремленность привели к созданию двух Lego-площадок, которым я дал фантазийные названия: «Городской пейзаж» и «На лыжне».

Выведу свое общее заключение.
В отличие от мозаики «Золотой ключик», панно которой можно было наполнить внутренним характером и внешним динамизмом главных героев сказки, персонажи, собранные при помощи конструктора «Лего», выходят однотипными и поэтому безликими.
Разнообразные головные уборы не оживляют лиц персонажей. Все лица являются как бы застывшими масками. Оживление не вносят даже накладные волосы различной формы. Очень трудно передать движения рук и ног. Крайне затруднительно вложить в кисти - скорее всего, в роботоподобные «клешни» - более мелкие детали: «веточку цветов» или «звезду». Непростым делом является попытка передачи природного ландшафта и животного мира. В наборе «Построй свою историю: Городская жизнь» я не встретил маленьких корабликов, машинок, трамваев, готовых изображений домов, объектов промышленности и социальной сферы. Постоянное домысливание в создании того или иного сюжета, на мой взгляд, лишает его живости и отрывает детей от действительной жизни.
Для меня положение дел изменилось кардинальным образом, когда я в начале этого года  начал собирать часовенки, храмовые комплексы и храмы из деталей развивающего конструктора «Русь златоглавая» (http://www.gorlitsa.ru/pages/constructors.htm) - уникальной развивающей игрушки, позволяющей детям знакомиться с жемчужинами русского зодчества. Данный конструктор разработан при содействии Центра духовного развития молодежи, попечителем которого является Данилов монастырь города Москвы. 
Представляю три постройки, которые я собрал из деталей набора.
Отмечу, что сборка моделей производится из достаточно крупных деталей белого, желтого и красного цвета, которые изготовлены из пищевого полиэтилена с натуральными пищевыми красителями. В набор также входят уже готовые оконные и дверные проемы, ограды, элементы для монтирования крыльца, крыши и маковки с крестом. Интересно, что крест является съемной деталью. При его отсутствии постройка весьма отдаленно приобретает черты восточной постройки культового типа.
На страницах небольшой инструкции показаны схемы основания тех храмов, которые можно возвести, используя детали того или иного конструкторского набора. Отдельные иллюстрации демонстрируют, какой вид должен приобрести храм при завершении строительства.
В зависимости от набора конструктора меняются и размеры плато белого и зеленого цветов - фундамента постройки. Поэтому если пользователь захочет построить крупный храм, но в наборе будут присутствовать разрозненные квадраты, сцепление их друг с другом будет непрочным и весьма проблематичным. Постройка будет неустойчивой в основании и хрупкой во всем своем составе. Весьма трудным делом окажется сведение подобного храма к его купольной части, выражаясь точнее, - нахождение верного решения этой непростой задачи.
В качестве замечания к создателям конструктора можно указать на отсутствие в инструкции весьма важной информации - краткой истории об основных этапах развития храмового зодчества в России, описания основных форм изображенных храмов и кратких биографических сведений о том или ином архитекторе. Различные исторические факты наносятся сегодня на обертки конфет и шоколадок, мармелада и чая. Поэтому присутствие таких сведений в православном конструкторе могло бы послужить дополнительным стимулом к духовному просвещению населения России.
Повторюсь: детали для сборки православных храмов крупные, понятно их функциональное назначение. Эти детали легко вставляются и вынимаются из гнезд полиэтиленовых плато, а ведь именно этот этап вызывает наибольшие затруднения при использовании базового набора конструктора «Лего» «Story Starter»: «Построй свою историю: Городская жизнь». Технические проблемы подобного рода могут вызвать недовольство у молодых пользователей и резкое снижение интереса к процессу воспроизведения окружающей действительности и осмысления ее разнообразных явлений.
При помощи развивающего конструктора «Русь златоглавая» человек с ограниченными возможностями здоровья сможет развить не только мелкую моторику рук. Конструктор позволяет окунуться в мир православной веры с ее неповторимыми ценностями и идеалами. Преподавателям образовательных учреждений начального и среднего звена предоставляется наглядная возможность ознакомить и учеников без отклонений в развитии, их родителей с храмами - самыми жизнеспособными и жизнеутверждающими основами православной культуры.
 Опыт построения моделей различной сложности убедил меня, человека с ограниченными возможностями здоровья, еще и в том, что конструкторская деятельность является наиболее доступным средством познания окружающего мира, который на моих глазах становится все более и более безумным.

Денис ОКСУЗЬЯН, инвалид-колясочник, методист Центра воспитания и дополнительного образования Коми республиканского института развития образования

​Комментарий

Ольга СИВЕРСКАЯ, логопед высшей квалификационной категории средней школы №118 Барнаула Алтайского края:

- С большим удовольствием ознакомилась со статьей  Дениса Владимировича Оксузьяна, посвященной положительной роли конструкторов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Как практик, могу сказать, что сама использую конструкторы «Лего» в работе с детьми с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста. Конструктор органично вписывается в коррекционную работу, так как предполагает сочетание умственных и практических действий ребенка. Тренируя пальцы, мы оказываем воздействие на кору  головного мозга - речеслуховой и речедвигательный анализаторы.
Конструкторы можно включать в работу над развитием всех сторон речи: фонетики, лексики. С помощью различных видов конструкторов можно развивать фонематический слух и восприятие, можно выкладывать с ребенком схемы слов, предложений из элементов конструктора, отрабатывать значения предлогов, работать над грамматическим строем речи. В процессе работы у ребенка с ограниченными возможностями здоровья появляется возможность реализовать свои творческие потребности независимо от способностей. Следовательно, включая конструкторы в коррекционную работу, мы способствуем созданию психологического комфорта, ситуации успеха, стимулируем познавательную активность ребенка с ОВЗ, что напрямую влияет на результаты работы. Поиск новых форм и приемов обучения в наше время является  закономерным и необходимым, так как на первый план в деле воспитания и обучения детей с ОВЗ выступает задача формирования осознанного и произвольного отношения к реальности, умения ориентироваться в ситуации, переносить усвоенные знания в повседневную жизнь. Эта задача успешно реализуется только через практическую деятельность, поэтому различные конструкторы можно считать неоценимыми помощниками в обучении различных категорий детей с ОВЗ: слабослышащих, глухих, детей со сниженным интеллектом, с РАС, ДЦП и др.
Ценность данной статьи вижу в анализе возможностей, достоинств и недостатков различных видов конструкторов,  что позволяет наиболее эффективно включать их в работу, добиваясь максимально положительного результата.