Чаще всего УУД сводят к хорошо известным понятиям из прошлого - «умения» и «навыки». Трудно идет переход от знаниевой, информационной модели к компетентностной. Хотелось бы найти некий золотой ключик, который откроет волшебную дверь к пониманию происходящего. Для меня этот ключик прячется в обобщенном понимании результата обучения, который сводится к построению общей картины мира. В ее основе - наше сознание, понимаемое как «совместное знание». Оно складывается в течение жизни, отражая культуру уникальным, присущим каждому человеку образом. Прошлый опыт переплетается с новым, новый встраивается в эту базовую ткань сознания, меняя общую картину. Важно понимать, что наши представления о мире включают в себя не только информацию, но и способы поведения, ценностные ориентации, жизненную позицию, моральные принципы. Пытаюсь на своих занятиях это объяснять понятно, на примерах. И, как правило, жизнь сама подбрасывает нужные.
На этой неделе в гимназии состоялся районный семинар для учителей биологии и физики. Интегрированный урок «Теплообмен. Роль кожи в терморегуляции». Для меня становится очевидным, что наши гимназисты не готовы переплетать знания из двух наук. А по-хорошему тут еще и химия бы пригодилась, и ОБЖ. Когда они видят перед собой учителя биологии, «включается» учебник биологии, ну а если вопросы задает физик - приходится вспоминать законы термодинамики. Получается, что внутренняя картина мира у гимназистов разорванная. Они теряются, им приходится переключаться. Да и учителя работают вроде бы вместе, но каждый ведет свой фрагмент урока, как бы перебрасывая мячик друг другу. В гимназии этот интегрированный урок далеко не первый. Уже был опыт переплетения физики и ОБЖ, биологии и ОБЖ, да и физики и биологии тоже. Но это фрагментарный опыт, пока не имеющий системы. Держится все на энтузиазме и заинтересованности учителей. Тем не менее очевидно, что это педагогика будущего. Но как это сочетать с требованиями программы, как встраивать в расписание? По-видимому, теперь нужны программы, предусматривающие такую интеграцию.
В этом году у нас проводится педагогическая сессия (открытые экспериментальные уроки для учителей гимназии) по теме «Формирование УУД». Дети в гимназию поступают в седьмой класс, так что ФГОС ООО еще до нас не добрался. Ведем большую подготовительную работу. Но интерес к сессии угасает (она проводится с 1996 года). Если при открытии гимназии у учителей был высокий интерес к работе коллег, то теперь они перешли в ранг мастеров, хорошо представляют общую систему работы, и сессия буксует. А вот интегрированные уроки вызывают высокий интерес, на них стремятся попасть, дают детям задания и договариваются с классными руководителями, только бы выкроить время. Понимаю, что этот интерес не случаен. Поэтому в следующем году мы обязательно сделаем интеграцию методической темой года. Надеюсь, что и в управляющих структурах, отвечающих за содержание образования, эта тема станет предметом особой заботы. Ведь, по сути, мы должны учить наших учеников решать проблемы и принимать решения, и вся информация, которую они получают, должна быть востребована именно в этом контексте. Только в этом случае внутренняя картина мира будет позволять нашим ученикам в будущем ориентироваться в широком круге проблем, понимать всеобщие закономерности развития науки и общества, устройства этого мира. Только так можно преодолеть стереотипы: в кабинете географии - география, в кабинете литературы - литература. Только так можно понимать новые подходы к образованию. И, вероятно, школа будущего будет устроена по принципам интеграции, в основе которой будет лежать деятельностное освоение культуры. И интерес учителей к работе друг друга не будет сводиться к методам, а перейдет на содержательную составляющую разных предметов в поисках их пересечений. Изменится и внутренняя картина мира самих учителей, что необходимо для нашего дальнейшего развития.

Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, Московская область