Неудивительно, что результаты не заставили себя ждать: с заданиями по русскому языку справились около 98% всех екатеринбургских выпускников, по математике - около 87% ребят. В 2005 году в рамках эксперимента ученики трех екатеринбургских и девяти областных школ будут сдавать единый государственный экзамен по математике, географии, физике и биологии, причем математика станет обязательным предметом.

Не так давно прошло широкое обсуждение полученных в последние годы результатов. В нем участвовало более 300 педагогов школ, гимназий и лицеев города. Учителя отмечали, что многим ребятам понравилось сдавать экзамен в формате ЕГЭ. Но в то же время выражалось беспокойство, что в тестах по-прежнему встречаются опечатки, их содержание не всегда соответствует программам учебных дисциплин системы общего образования. Педагоги обращали внимание на тот факт, что нельзя забывать о том, что единого подхода ко всем детям быть не может. Есть ребята, которые любят отвечать на вопросы обстоятельно, серьезно. Не все в силу своего характера могут быстро выполнить задание, многие - натуры увлекающиеся, не всем объяснишь, что ответы на тесты имеют ограничение во времени. Кроме того, ничто не заменит личного общения ученика и членов экзаменационных комиссий, в ходе которого действительно можно понять, чего выпускник средней школы достиг за годы обучения. Хотелось бы, чтобы ЕГЭ не стал единственной формой сдачи экзаменов.

Когда возникла идея ЕГЭ, много говорилось о том, что это нововведение позволит ребенку из глубинки поступить в вуз, не приезжая на вступительные испытания. А сегодня ряд ведущих вузов страны оговаривает проведение вступительных собеседований, для которых абитуриент должен приезжать в выбранный вуз. Таким образом, по мнению многих педагогов, перечеркивается сама идея единого экзамена. Члены городских ассоциаций учителей-предметников Екатеринбурга считают, что при продолжении эксперимента необходимо преодолеть ряд проблем. Прежде всего обеспечить безопасность служебной и конфиденциальной информации с одновременным широким информированием общественности и профессионального сообщества об используемых методах и процедурах. Также нужно обеспечить возможность использования результатов ЕГЭ для планирования и коррекции учебного процесса в образовательных учреждениях. Помимо этого необходимо расширить и интенсифицировать исследования по повышению качества используемых КИМов (надежность измерений, интерпретируемость результатов), а также по разработке новых поколений КИМов, ориентированных на оценку иных характеристик школьников дополнительно к образовательным достижениям, определить обязательность или, наоборот, необязательность сдачи математики для всех выпускников школ, решить вопрос об использовании результатов ЕГЭ при аттестации образовательных учреждений и учителей.

Наталья ДАВЫДОВА, заместитель начальника по вопросам развития содержания образования и экспертизе качества Управления образования администрации Екатеринбурга