Условием реальности школьной власти, а значит, и условием формирования пространства гражданской активности в школе является ее автономия. Это означает не столько формальное перераспределение власти, сколько ограничение внешнего регулирования в целом и создание условий для критического обсуждения действий всех уровней управления.

Наиболее распространена узкая трактовка внутришкольной демократии как демократии парламентской, осуществляющейся через школьный совет, например. Однако внутришкольное управление должно оставлять место для спонтанных процессов, инициативы и творчества детей и взрослых. Следовательно, необходимо использовать и модель ассоцианистской (участвующей) демократии, предполагающей не руководство, а лидерство в реализации общего дела.

Более тонкой является управленческая модель школы как сферы микрополитики, в которой лидер выступает в роли демократического политика. В этом случае процесс принятия решений происходит не по рационально-производственному, а по политическому принципу, то есть при согласовании конфликтующих точек зрения и нахождении баланса интересов. Ключевой характеристикой здесь является не доминирование большинства, а реальный плюрализм.

Существуют две парадигмы управления школой.

В традиционной ключевыми понятиями являются: вертикальное взаимодействие; фиксированные роли; персональная ответственность; автократическое воздействие; высказывание оценки; экономность; контроль; сила.

В демократической парадигме главное - это политическое лидерство; круговое взаимодействие; гибкие роли; разделенная ответственность; сотрудничество; совместное оценивание; авторитет; эффективность; доверие.

Идея усиливающего (вдохновляющего) управления создает условия для получения детьми в школе подлинного опыта демократического действия. Она предполагает следующие ключевые положения:

- каждый человек заслуживает уважения;

- каждый сам отвечает за свои действия;

- новые ситуации рождают новые возможности;

- ошибки надо рассматривать как полезный опыт;

- мы можем делать больше, чем делаем сейчас;

- понимание рождает ответственность;

- рост и развитие никогда не заканчиваются.

Вопросы для обсуждения

Как связаны стили лидерства и организационные порядки в школе? Какова роль владельцев сертификационных ресурсов в образовании? Как они влияют на равноправие отношений в школе? Проанализируйте обязанности директора. Какие из них связаны с руководством, а какие - с политикой? Каковы основные интересы, образующие сферу школьной микрополитики? Сопутствует ли школьной политике школьная идеологическая сфера? В чем позитивная роль конфликта в школьной политике? Сравните стили лидерства различных директоров или руководителей школ. Сравните организационные климаты этих школ и степень участия учеников в принятии решений. Что было основной причиной неэффективности выборов директоров школ с точки зрения обеспечения школьной демократии? В чем причины разочарования в школьных советах? Проанализируйте одно из решений, принятых в вашей школе. Каков был процесс обсуждения, какие конфликты интересов проявились или не проявились? Как можно создать в школе пространство свободных обсуждений? Какие элементы демократической парадигмы управления реализуются в вашей школе?

Показатели демократического климата школы для учителей:

Они с уважением относятся к преподавателям других предметов.

Гордятся своей школой.

Знают, что их идеи и предложения будут рассмотрены.

Принимают участие в обсуждении важных решений.

Интересуются тем, что происходит вне стен учебного заведения.

Неодинаковость людей и разница во мнениях воспринимается ими как достоинство школы.

Новых коллег встречают дружелюбно.

Понимают, как в школе принимаются решения.

Обращаются за поддержкой к администрации и к ученикам в трудных ситуациях.

Администрация помогает педагогам учиться принимать решения, но понимает, что не все хотят в этом участвовать.

Очередная проблема рассматривается как вызов, а не как катастрофа.

В школе поощряется инновационная и независимая работа учителей, а не конформизм.

Вопросы для обсуждения

Kак влияет участие учителей и учеников в управлении сертификационными и финансовыми ресурсами? Как это можно связать с содержанием гражданского образования? Проанализируйте основные характеристики системы всеобщего управления качеством. Спроектируйте возможные варианты ее реализации в школах. Какие формальные структуры может создать директор школы, чтобы сотрудники могли свободно высказывать свои мнения? Как в этом случае поступать с несогласием и непониманием? Каким образом руководители школы могут демонстрировать свое уважение к труду учителей, чтобы это видели и другие учителя и ученики? Опросите нескольких сотрудников вашей школы, что они считают приоритетными задачами для школы. Сравните это с официальным планом работы. Проанализируйте, какие показатели демократического климата реализуются в вашей школе.

Вовлечение школьников в управление школой

Идея Джона Дьюи о школе как «лаборатории демократии» остается принципиальным основанием большинства современных разработок в области демократического образования. Однако она нередко используется нецелостно с недооценкой роли прямого участия детей в строительстве общественных отношений.

В свободном воспитании нашел воплощение радикальный вариант самоуправления, когда все решалось общим собранием. Участвующая модель демократии допускает, что демократичность в отношении, например, учебной программы может проявляться не только в форме советов, но и в форме открытых дискуссий учителей и учеников, когда для учителя становится морально невозможным «продавливать» свою точку зрения, не убеждая школьников.

Наиболее болезненным вопросом самоуправления остается реальность участия в нем школьников. С точки зрения участвующей демократии важнейшими качествами гражданина школьного общества является способность приходить к согласию и действовать вместе с другими во имя поставленных совместно целей. Сегодня, однако, надо искать формы самоуправления школьников, отвечающие идеям гражданского общества, плюралистской демократии, где основным принципом является не столько согласие, сколько признание разномыслия и разнодействия. Такой фундаментальный демократический принцип, как уважение большинства с сохранением прав меньшинства, уступает место принципу равной представленности и первых, и вторых. Более того, речь в новой школьной демократии может идти о принципиальной поддержке маргинальных групп.

Показатели демократического климата для учеников:

И к слабоуспевающим товарищам они относятся с уважением.

Учителя видят в каждом из них личность.

Дети доверяют учителям свои секреты.

Важнейшие решения принимаются с участием учеников.

При возможности выбора ребята выберут эту школу.

Новые ученики принимаются доброжелательно.

Школа поощряет скорее независимое и творческое поведение, нежели конформное.

Ученики и учителя знают о правах детей.

Дети не боятся заходить в кабинет к директору.

Ребята имеют возможности разрабатывать новые школьные правила.

Учителя советуются с детьми по поводу изменений в обучении.

Вопросы для обсуждения

Чем принципиально отличается участие в управлении школой детей и их учителей? Какие условия обеспечивают переход с одной стадии гражданского ученичества на другую, то есть что является в строгом смысле движущей силой становления гражданственности? Как меняется участие ребят в управлении школой с возрастом? Каковы показатели действительных возможностей для школьников участвовать в управлении? Найдите контраргументы к утверждению, что до тех пор, пока дети не станут такими же зрелыми, как взрослые, они должны подчиняться.

Задания

Спроектируйте возможную роль учеников (и занятий по гражданскому образованию) в инновационных процессах в школе. Спланируйте специальное действие по выяснению того, как школьники видят перспективы школы, какой бы они хотели ее видеть. Проанализируйте, как в вашей школе реализуются характеристики демократического климата. В последние годы в связи с вопросами ученического самоконтроля популярной стала идея подробного представления детям в школе их прав и обязанностей в весьма конкретной форме. Часто такие «кодексы» составляются взрослыми, смутно представляющими, какие права нужны школьникам. Какой кодекс составили бы ученики для себя и для учителей?

Участие родителей в управлении школой

В этом вопросе не может быть однозначного ответа. Имеют ли родители право распоряжаться ребенком по своему усмотрению, «заказывать музыку» учителям? Противоречивость привлечения родителей к управлению образовательным учреждением, в котором учатся их дети, выражается в том, что в условиях обновления школы родительское поколение поневоле представляет и защищает в целом прежние ценности и образ жизни.

Показатели демократического климата школы для родителей:

Школа рассматривает их как своих «внештатных» сотрудников.

Родители защищают школу, если она испытывает трудности.

Им нравится разговаривать с учителями.

Они соглашаются с необходимостью особой помощи детям, имеющим какие-либо проблемы.

Родители узнают о решениях, касающихся их ребенка, до их принятия.

Школа поддерживает участие родителей в образовательном процессе.

Они имеют возможность участвовать в обсуждении и введении школьных правил.

Вопросы для обсуждения

Во Всемирной декларации прав человека утверждается «приоритетное право родителей на выбор образования для своих детей» (статья 26 (3). С другой стороны, во Всемирной декларации прав ребенка выражается точка зрения, что он не принадлежит родителям, как имущество. Как разрешить это противоречие? Какие показатели демократического климата для родителей реализуются в школе? В договоре с родителями школа должна ясно формулировать свои обязанности и требования к родительской поддержке и, конечно, права родителей. Предложите свои пункты в проект такого соглашения. Как его заключение может влиять на гражданское становление ребенка?

Андрей ВЕРБИЧ, кандидат педагогических наук, Новороссийск