- Наталья Александровна, какую миссию призвана осуществить Ассоциация педагогов семейных детских садов?
- Семейные детские сады в Москве появились после принятия 30 октября 2007 года правительством столицы постановления №951-ПП «Об утверждении примерного положения об организации деятельности семейного детского сада».
В соответствии с этим положением СДС в Москве может организовать у себя дома многодетная семья, имеющая детей дошкольного возраста. Также в СДС могут быть приняты дети из других семей. СДС является структурным подразделением государственной образовательной организации, а мамы-воспитатели - ее штатными сотрудниками.
С сентября 2014 года воспитатели семейных детских садов объединились в ассоциацию, которая насчитывает на сегодняшний день около 400 членов. Основной целью деятельности ассоциации является объединение на территории РФ семейных детских садов и содействие развитию и повышению качества семейного образования и воспитания.
- Какие проблемы удалось решить, создав семейные детские сады?
- Семейные детские сады решают сразу несколько проблем. Это и создание рабочих мест для многодетных матерей, у которых появляется возможность без отрыва от семьи иметь занятость, достойную зарплату, повышать свою квалификацию, что в свою очередь изменяет в положительную сторону статус многодетной семьи в обществе. Воспитанники СДС могут заниматься со специалистами-педагогами из образовательных организаций, что повышает возможность всестороннего развития детей. При создании СДС сокращается потребность в строительстве новых детских садов, соответственно отпадает необходимость проводить текущий и капремонт, тратить деньги на коммунальные платежи, материально-техническую базу, также сокращаются транспортные расходы. Все это, несомненно, может быть выгодно для бюджета нашего города.
На сегодняшний день семейные детские сады являются самым удачным и продуманным социальным проектом, направленным на поддержку многодетных семей, имеющих детей-дошкольников, и наиболее востребованным этими семьями! Почему это так? По статистике семейные детские сады организуют социально активные родители, которые мотивированы на полноценное родительство. Для этих людей ребенок - одна из основных жизненных ценностей, значимая часть их самореализации. Семейный детский сад немногочисленный, соответственно воспитателю-маме легче использовать преимущественно личностно ориентированный уровень общения. Как подтверждают исследования, личностно ориентированное общение в отличие от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия в детских многочисленных группах в практике дошкольного воспитания используется довольно редко. Уже давно замечено, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Уникальность домашнего воспитания объясняется прежде всего его первичностью, силой и глубинной значимостью. Таким образом, семейные детские сады открывают большие возможности для наиболее естественного и гармоничного развития дошкольников, а также являются механизмом поддержки семейных ценностей, что очень важно для многодетных родителей, поскольку именно семья и дети для них являются наиболее значимыми!
- Вы говорите, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Как это понять?
- Исследования психологов показали, что маленькие дети интеллектуально лучше развиваются рядом с мамой. Мама для маленького ребенка является самым любимым человеком, безусловным авторитетом, защитой. Вне дома малыш переживает стресс от разлуки, и из-за этого происходит временная остановка в его жажде познания. В домашней обстановке ребенку спокойно и комфортно, и он может не бояться познавать этот мир.
- В семейных группах чаще всего находятся дети разных возрастов. Не обижают ли старшие младших и не обижаются ли они сами на взрослых за то, что те больше внимания уделяют малышам?
- Так могут считать только те, кто не видел, как в больших семьях обычно растут дети. На собственном примере могу сказать, что трудно было только со старшим ребенком. И немножко со вторым. Дальше пошло легче. А у меня их шестеро. Малыши тянутся к тем, кто больше знает, умеет. И, повторяя многое, мгновенно схватывают суть. Поэтому им легче даются и таблица умножения (они ее слышат с пеленок), и грамота, и принципы поведения. Им есть на кого равняться. А старшим тоже интересно повозиться с несмышленышем, где-то показать свое превосходство, в чем-то почувствовать себя взрослым, проявив заботу, обучив каким-то навыкам. Никому не придет в голову обидеть того, о ком заботишься!
- Шестеро детей! Как вы справляетесь?
- Это несложно, когда хочешь, чтобы у каждого твоего ребенка было счастливое детство. Моя старшая дочь уже студентка финансового университета, еще два дошкольника и трое школьников. Они посещают различные кружки, спортивную и музыкальную школы, танцевальную студию, дополнительно занимаются английским языком. Их жизнь весьма насыщенна, и они не могут пожаловаться, что им не хватает маминого участия. А я поняла, что в материнстве мое призвание. И таких женщин много. Мне кажется, государство еще не вполне осознало роль, которую женщина-мать играет в жизни общества. Плоды семейного воспитания, к сожалению, увидит только следующее поколение. Но многие, решившись на рождение ребенка, а потом второго и третьего, ставят под угрозу свою карьеру и... обретают новую миссию, на мой взгляд, гораздо более важную, чем профессиональное продвижение по служебной лестнице, - ведь мы растим будущих граждан своей страны!
- Когда вам пришла в голову идея организовать свой семейный детский сад?
- Это было в 2008 году. Сегодня старший из первых выпускников учится в 7-м классе. Я окончила факультет информатики РГГУ, но не могу сказать, что много потеряла, перестав работать по специальности. С появлением семейного детского сада я все время вынуждена повышать свою квалификацию и познавать что-то новое. Ведь недаром говорят: «Мы воспитываем детей, а дети воспитывают нас».
- Итак, главная цель ассоциации?
- Содействие развитию и повышению качества семейного образования и воспитания как вариативной формы дошкольного образования в РФ. Выполнение нашей цели позволит в течение двух-трех лет внести вклад в обеспечение малозатратными способами 100-процентной доступности дошкольного образования и услуг для детей в возрасте до 3 лет, многодетным мамам иметь работу, формировать пенсию, продолжая воспитывать детей, за счет положительного примера СДС как адресной поддержки многодетных семей повлиять на повышение рождаемости и снижение семейного неблагополучия, связанного с бедностью, сформировать профессиональный кластер семейных воспитателей.     
И знаете, что любопытно, не так давно в рамках нашей ассоциации был проведен опрос воспитателей, в результате которого обозначилась одна очень важная составляющая этого проекта. Выяснилось, что СДС играют заметную роль в преодолении демографического кризиса! Как показало исследование, в каждой семье, имеющей СДС более двух лет, в среднем за время функционирования родилось еще двое детей. Это пятые, шестые и даже десятые дети в своей семье!
- Для работы воспитателем семейного детского сада необходимо профильное педагогическое образование?
- На данный момент воспитатель, не имеющий профильного образования, но имеющий необходимые знания и уровень компетентности, может быть аттестован на соответствие должности «воспитатель» по результатам работы и собеседования с аттестационной комиссией.
Также можно получить педагогическое образование в рамках переподготовки на базе имеющегося высшего образования. Также педагогическое образование можно получить, не имея высшего образования вообще, в педагогических вузах, в том числе реализующих заочное обучение с применением дистанционных технологий, без отрыва от работы и детей. Переподготовку на базе высшего образования можно пройти (в том числе дистанционно) в МИОО, МПАДО, АКИПКРО, ПСТГУ. Например, программа профессиональной переподготовки, реализуемая педагогическим факультетом ПСТГУ, включает в себя обучение основам педагогики и психологии, методикам дошкольного воспитания, педагогическим технологиям дошкольного образования, нормативно-правовым основам организации семейного воспитания и дошкольного образования. Ведущее место в программе отведено анализу собственной педагогической практики обучающихся, организации консультаций со специалистами в сфере дошкольной педагогики и психологии. Выпускники программы, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ государственного образца о профессиональной переподготовке. Также в 2016 году Московская педагогическая академия дошкольного образования открывает новые проекты: «Работаем по программе «От рождения до школы»: содержание и технологии образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» (72 часа); авторский курс Ольги Викторовны Дружиловской «Социальная адаптация и дезадаптация детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» (36 часов); курсы переподготовки «Воспитательная работа в дошкольных организациях» в объеме 512 академических часов в форме вебинара; курсы повышения квалификации «Всестороннее воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста по примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» в условиях реализации ФГОС ДО», а также авторский курс Ксении Юрьевны Белой «Организация режимных моментов в работе младшего воспитателя ДОО в условиях реализации ФГОС ДО».
- На круглом столе обсуждали проблемы правового регулирования. Насколько актуальна эта тема для семейных детских садов?
- Весьма актуальна. Мы хотим помочь в организации СДС не только в Москве, но по всей России. Но у каждого региона своя нормативная база, к сожалению, часто бюрократические препятствия создают условия, не реалистичные для их выполнения многодетной семьей. Уникальный положительный опыт Москвы в организации семейных детских садов хорошо бы транслировать в регионы, где существует колоссальная потребность в этой форме дошкольного образования, и с каждым днем к нам в ассоциацию обращается все больше и больше людей из других городов и областей за консультацией. Наша задача постараться сделать проект семейных детских садов общедоступным. Над этой глобальной проблемой пока работаем.