Мечта начальника управления образования Советского района Нижнего Новгорода Владимира Лазарева сегодня разбивается о каждодневную обыденность. В столице Поволжья ситуация по организации горячего питания школьников осложняется все новыми и новыми проблемами.

Начнем с того, что основная часть школьных столовых обслуживается комбинатами школьного питания. Оставшаяся с прежних времен система, безусловно, накопила в этом отношении огромный опыт, и это дает ей возможность выживать в рыночных условиях, достаточно успешно конкурируя с новыми структурами. Пока КШП сохраняют в Нижнем Новгороде монополию, обслуживая 122 школьные столовые из 164. Остальные 30 процентов столовых либо являются структурными подразделениями самих учебных заведений, либо обслуживаются частными предпринимателями.

Однако время стало и врагом для нижегородского МУП «Школьник» (хотя в некоторых районах города комбинаты школьного питания называются по-разному). Все чаще требует решения вопрос по оснащению школьных столовых торгово-технологическим и холодильным оборудованием. Из 1800 единиц сегодня 80 процентов оборудования имеют стопроцентный(!) износ.

Другая проблема - все меньше квалифицированных, профессионально грамотных кадров остается работать на этом участке «школьного фронта». Сплошная текучка, еще в начале этого учебного года в штате не хватало 75 поваров, кухонных работников. Причина увольнения - низкая заработная плата, которая в 2004 году в среднем составила 1750 рублей. С 1 сентября она увеличилась на 250 рублей по сравнению с прошлым годом, но и эта перемена происходит в основном за счет сокращения штата. Отсюда рост производительности труда и большая нагрузка в течение всего рабочего дня, поэтому пришедшие было выпускники профессиональных училищ и техникумов не выдерживают нагрузки. И вновь в школьных столовых остаются работать пенсионеры и готовящиеся к этому люди, так как они уже не востребованы другими предприятиями как раз из-за этого самого возраста.

Зарплату, конечно, можно было бы повысить и сделать это своими силами, не прося средств извне. Были бы только льготы для таких организаций, а то половина доходной части комбинатов школьного питания отчисляется на выплату налогов по традиционной системе налогообложения. Почему-то никто не учитывает и того, что сейчас мы живем в состоянии демографической ямы, когда ежегодно сокращается количество учеников, а значит, и количество потенциальных питающихся в школьных столовых. Постоянно повышаются цены на продукты питания, на коммунальные и транспортные услуги, и получается, что темп роста оборота меньше, чем рост платежей по налогам и прочим вышеперечисленным услугам. «Вот во Владимирской области, например, как и прежде, комбинатам школьного питания возмещают транспортные расходы», - говорит директор МП «Школьник» Советского района Вера Миронычева.

Как говорят заведующие школьными столовыми, постоянное увеличение цен на продукты не дает возможности организовать сбалансированное питание. Врачи говорят, что по всем мониторингам ни обеды, ни завтраки в школьных столовых не покрывают энергетических затрат детей. Теперь даже в начальных классах, особенно первоклассники, предпочитают не пользоваться школьным горячим питанием. Нижегородская медицинская академия обследовала детей от 7 до 17 лет и пришла к неутешительному выводу: каждый четвертый обследованный ребенок имеет патологию органов пищеварения. Учитывая, что учащиеся почти одну треть суток проводят в школе, то и в меню обязательно должны быть рыбные и мясные продукты, а также разные фрукты и овощи. По всем стандартам при составлении рациона обращают внимание не только на калорийность пищи, где количество калорий зависит от возраста детей, но и на оптимальное соотношение белков, жиров, углеводов (1:1:4) по массе. «Мы знаем, что так должно быть, - соглашаются с медиками руководители комбинатов школьного питания, - но в основу питания сегодня положены финансы. Например, льготникам на завтрак положена сумма в 5 рублей 30 копеек и на обед - 6,92 рубля. Попробуйте заложить все необходимые нормативы в эти деньги. Поэтому - и преобладают у нас макароны, мучные и крупяные блюда. Только чтобы ребенок насытился, наполнил желудок». Содержание мясных, рыбных, колбасных изделий в рационе нижегородских школьников ниже на 10-30 процентов требуемого количества. Калорийность завтраков и обедов выдерживается в основном за счет блюд из каш, мучных изделий, хлеба.

Выход из этой ситуации искали, и с 1 сентября в школах Нижнего Новгорода было предложено так называемое альтернативное питание, когда дети питаются за счет средств родителей. Цены его были рекомендованы координационным советом при городском Департаменте по промышленной политике и внешнеэкономическим связям, который курирует организацию школьного питания, а именно завтрак - 13 рублей, обед - 15 рублей, экспресс-завтрак - 7 рублей. Оговорюсь, что стоимость рациона может быть и выше, но никак не ниже названных цифр.

Подводные камни поджидали и здесь. Представьте, за столом сидят несколько одноклассников, и «бюджетники» едят кашу без мяса, а у «платников» в тарелках мясо с гарниром. А если ребенок возьмет не свою тарелку? Сколько унижения, обиды! Дай бог, что все обойдется без нервного срыва, а если нет? И чем же виноват маленький человечек, чей отец погиб в Чечне или мать лишена родительских прав и потому он имеет право на бесплатное питание?

Так и вспоминается «Хотели как лучше...» По словам начальника отдела развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг Татьяны Шешиной, стоимость рациона питания, дотируемого из бюджета, ниже стоимости рациона питания за счет родительских средств, в результате и бюджетное меню в два раза ниже по калорийности и питательной ценности, чем меню «от родителей».

«Рацион должен быть одинаковым, независимо от того, платное или бесплатное питание. Сегодня это самая серьезная проблема, потому что создается такой противовес, что один ребенок получает практически полностью необходимое, а другой только наполовину, а то и меньше, - комментирует директор МП «Школьник» Московского района Лев Берензон. - И эту проблему, я считаю, должны решать даже не мы, а тот, кто финансирует, кто перед нами ставит задачу организации детского горячего питания».

В департаменте проанализировали стоимость рационов питания учащихся в трех городах России и выяснили, что в Ярославле, Самаре и Владимире рационы питания по стоимости льготного и альтернативного одинаковые и составляют соответственно 28, 30, 28 рублей.

За опытом поехали во Владимир. Как положительное отметили то, что расходы на содержание транспортных средств, посуды, моющих средств, техническое обслуживание оборудования оплачиваются районными управлениями образования, сохранена также и дотация в сумме 1 рубль 50 копеек за счет средств местного бюджета.

В Нижнем Новгороде тоже сохранили дотацию в рубль пятьдесят. Но не все дети кушают в столовой, и потому она ими не используется. Вот за счет аккумулирования этих средств два года назад количество бесплатно питающихся подняли. Теперь директор каждой школы может накормить до 14 процентов детей - «законных» льготников и нуждающихся в поддержке, как правило, из неблагополучных семей. По словам директора городского Департамента образования Ирины Тарасовой, здесь большую свободу отдали самим школам - кто как не директор и классный руководитель знает, какой ребенок недоедает. А по поводу разницы в рационах питания платников и бесплатников проведенный Департаментом образования анализ показал, что в каждом отдельно взятом учебном заведении эту проблему можно решить. Например, в школе № 23, можно сказать, социальной, потому что из семисот ее учеников 450 требуют особого внимания, нашли возможность доплачивать из своих средств, чтобы выравнять эту разницу.

В Самаре дотирование школьного питания до 30 рублей взяла на себя власть. Как сказал директор МП «Школьник» Лев Берензон, и у нас были попытки обращения к нижегородским властям по принятию межведомственной комплексной программы, чтобы финансовые потоки были направлены и на пополнение рациона, и на организацию процесса питания в школах, и на восстановление материально-технической базы как самих комбинатов, так и школьных столовых. Увы, пока мэрия и не отвергает этой идеи, но и не оказывает ей реальной поддержки, ссылаясь на недостаток денег. Действительно, каким будет бюджет Нижнего Новгорода в 2005 году, до сих пор неясно. Точнее сказать, депутаты ОЗС пока не принимают предложенный областным правительством региональный бюджет, в том числе и из-за того, что муниципалитетам выделены минимальные средства, которых может хватить только на зарплату и «коммуналку». Если же бюджет будет все же принят в том виде, как сейчас, то можно сказать однозначно - ни о какой программе по питанию в новом году речи быть не может.

А пока обсуждается вопрос о том, чтобы в школах разрешить организовать одноразовое льготное питание учащихся, не посещающих группу продленного дня, на сумму 12 рублей 22 копейки. Администрация комбинатов школьного питания давно поднимает эту тему. По мнению чиновников городского Департамента образования, лучше один раз покормить качественно, чем делить эту сумму. Но необходимо согласовать этот вопрос с санэпиднадзором, с врачами, чем сейчас и занимаются.

Нижний Новгород