Фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо» рассматривает роль человека в его взаимоотношениях с окружающим миром. Именно поэтому символом фестиваля стала фигура Леонардо да Винчи - универсального человека, яркой творческой личности, творившей на благо всего человечества.
Идеология фестиваля обусловлена его педагогической направленностью, во главу угла ставится человек как исследователь и творец, преодолевающий препятствия ради открытия новых горизонтов, новых перспектив, непривычных точек зрения, которые помогут всем нам приблизиться к осознанию многообразия жизни во всех ее формах и сферах, воспитать в себе толерантность и уважение к знаниям и представлениям другого человека.
Как основа деятельности школьников позиционируются усвоение гуманистических форм общественного взаимодействия, духовных и нравственных традиций наций и народов, творческое и социальное самовыражение ребенка, направленное на самостоятельное познание и бережное сохранение Вселенной.
- Во многом феномен Леонардо обусловлен не только его исключительной одаренностью, - прокомментировал председатель жюри фестиваля, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук Михаил Богуславский, - но и временем, в котором он жил, временем расцвета гуманизма, наук и искусства. В эпоху Возрождения консервативные церковные догмы уступили место философии гуманизма, утвердившей приоритет человеческой личности над божественным провидением. Фактически гуманисты возродили главный постулат античных мыслителей «не верь, не бойся, не проси», отказавшись от пассивности и не полагаясь только на волю Божью. Больше, чем в Бога, гуманисты верили в Природу. Это было воспринято Леонардо в полной мере. Необходимость исследования и подражания природе, объявление ее учительницей, а ее законов - единственно верными - вот что было положено в основу мировоззрения Леонардо, которое трудно назвать религиозным. Вазари написал в 1550 году: «Он был в душе таким еретиком, что не присоединился ни к одной религии, предпочитая куда больше быть философом, чем христианином». Гуманизм утвердил идею гармонической, универсальной личности. Существует термин «ренессансная избыточность». Под ним подразумевается наличие разнообразных талантов и умений у большого количества людей. Любой инженер того времени был прекрасным иллюстратором и архитектором, многие были одновременно художниками, поэтами, музыкантами, архитекторами, механиками, анатомами. Таким образом, универсальность в эпоху Ренессанса была скорее нормой, чем исключением. Но степень универсальности Леонардо явно превосходила возможности его современников и так и осталась недостижима для его потомков.
- По свидетельствам современников, - добавила председатель оргкомитета фестиваля, доктор педагогических наук, профессор МПГУ Ирина Подругинва, - Леонардо был красивым, правильно сложенным и приятным в общении мужчиной. Он был вегетарианцем, любил животных, в особенности лошадей. Богатые и могущественные покровители ценили его как отличного музыканта, изобретателя хитроумных машин, успешного устроителя маскарадов, картографа и военного инженера. Он поражал собеседников глубиной своих знаний и был известен как художник, обладающий редким живописным даром. Правда, заказчики далеко не всегда получали обещанные, подчас уже оплаченные, картины, но это не умаляло его славы. Первый биограф Леонардо да Винчи Джорджо Вазари, живший в XV веке, придал образу художника некий таинственный оттенок. «Блеском своей наружности, являвшей высшую красоту, он прояснял каждую омраченную душу, а словами мог склонить к «да» или «нет» самое закоренелое предубеждение. Силой своей он способен был укротить неистовую ярость и правой рукой гнул стенное железное кольцо или подкову, как свинец». В описаниях Джорджо Вазари Леонардо предстает человеком исключительным. Это был человек, погруженный в размышления, увлеченный фантастическими проектами и сосредоточенный на исследованиях таинств природы, а не на работе, приносящей доход.
- Чтобы оценить место Леонардо в контексте эпохи, - отметил заместитель председателя оргкомитета, исполнительный директор Благотворительного фонда наследия Менделеева, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России Евгений Шестернинов, - стоит привести его собственное замечание: «Увидев, что мне не суждено заняться предметами, имеющими большую пользу или способными доставить удовольствие, потому что рожденные до меня уже разобрали все важные и полезные темы, я поступлю, как человек, который по бедности является на ярмарку последним и, не имея возможности получить что-нибудь иное, хватает вещи уже осмотренные и отвергнутые другими...» Историк Гарэн был прав, когда написал о Леонардо да Винчи: «Выдающийся художник, в области науки он если и не выработал вполне оригинальной теории, то углублял плодотворные идеи, высказанные до него. Он был, как многие другие люди того времени, разносторонним, сознающим величие человека, который своими руками творит свой собственный мир».
Ширится движение юных исследователей по всей стране, и в этом им помогают педагоги и работающие более чем в 30 городах страны представительства некоммерческой организации «Благотворительный фонд наследия Менделеева».
Что же ждало юных исследователей на финале фестиваля «Леонардо» в Москве? Во-первых, все участники были награждены медалью «Леонардо» «Шаг к успеху», грамотами оргкомитета. Большая часть работ признана победителями в ряде номинаций. А победителей и призеров фестиваля ждал приятный сюрприз. С этого года Благотворительный фонд наследия Менделеева стал тематическим партнером Международного детского центра «Артек» и в декабре организует Всероссийскую смену юных исследователей, куда получили путевки 50 победителей и призеров данного фестиваля. Победители фестиваля награждены золотыми медалями фестиваля. Серебряными медалями награждены призеры данного соревнования исследователей.
Следом за участниками младшего и среднего возраста приедут на финал «Леонардо» школьники старшего возраста, учащиеся 8-11-х классов. Им также предстоит побороться за право участвовать в 14-й профильной смене «Артека», которая пройдет под названием «Фестиваль наук: путь к Олимпу». Всего 200 школьников - призеры и победители всероссийских конкурсов, организованных фондом Менделеева, - соберутся в «Артеке» на профильную смену юных исследователей. Им предстоит обменяться мнениями и умениями, которые они приобрели, готовя свои исследования, и помочь определиться с темой исследования другим участникам смены во время учебы в «Артеке».

Татьяна БОГАТОВА, доцент химического факультета МГУ имени Михаила Ломоносова, член правления Благотворительного фонда наследия Менделеева