Результаты городского социологического опроса показали, что педагоги стремятся к карьерному росту - свыше 60 процентов на вопрос о желании делать карьеру отвечают положительно.
Образовательная система Москвы - это профессиональная среда для роста управленческих кадров нового поколения. Значительное количество молодых талантливых директоров за последние два года выросли из вчерашних завучей и учителей.
Аттестация руководителей образовательных организаций Москвы - процесс открытый и публичный. Это позволяет объективно оценить работу школы, сделать ее независимой от чиновников. Заседание аттестационной комиссии - это диалог аттестующих и аттестуемого, полезный обеим сторонам.
Формирование управленческих кадров нового поколения - актуальная задача сегодняшнего дня. Клубы директоров московских школ стали кузницей будущих руководителей, надежной и результативной. Это важная часть неформального образования, предоставляющая возможность профессионального общения опытным, начинающим и будущим директорам школ. Клубная работа позволяет обсудить значимые проблемы, наметить пути и методы реализации эффективного и качественного образовательного процесса. Темы для обсуждения разнообразны. Это и управление системой оценивания качества образования внутри школы, и организация психолого-педагогического сопровождения, и формирование межпредметной образовательной среды в школе.
Структура столичной системы образования представляет собой пирамиду: учителей в городе десятки тысяч, директоров учебных заведений - сотни, а руководитель департамента всего один. Существует два вида карьеры: вертикальный (продвижение вверх по служебной лестнице) и горизонтальный (профессиональный). Для большинства учителей важна горизонтальная карьера - путь совершенствования мастерства. Это прежде всего аттестация и присвоение квалификационной категории - важный инструмент оценки достижений педагога. За последние годы процедура аттестации педагогических кадров претерпела значительные изменения, став более объективной. Квалификационные категории присваиваются исключительно по результатам деятельности учителя.
Основанием для принятия решения об аттестации педагогов, работающих в школах Москвы, занимающих первые 300 мест в рейтинге, является их значительный вклад в достижения школы.
Для аттестации педагогов других образовательных организаций городская аттестационная комиссия рассматривает результаты практической деятельности за 5 лет, что позволяет оценить динамику развития педагогического мастерства. Необходимую для принятия решения информацию городская аттестационная комиссия получает из общегородских информационных систем, не отвлекая педагогов от их основной деятельности.
Сегодня школам предоставлена возможность самостоятельного выбора различных направлений дополнительного профессионального образования для своих педагогов. Московский институт открытого образования в рамках системы повышения квалификации с января 2016 года в пилотном режиме предложил новую образовательную услугу «Педагогический абонемент». В рамках «Педагогического абонемента» в I квартале 2016 года образовательные организации выбрали более 100 семинаров, круглых столов, тренингов и вебинаров из 800 предложенных.
Преимуществом новой образовательной услуги по повышению квалификации является возможность профессионального роста педагога за счет непрерывности, персонификации и гибкости процесса повышения квалификации; исключения дублирования содержания дополнительных профессиональных программ; обеспечения информационной актуальности учебных мероприятий в ответ на быстро меняющиеся запросы профессионального сообщества; возможности в полной мере использовать ресурс накопительной системы повышения квалификации педагога.
Московские школы имеют возможность выбирать количество учебных часов, определять тематику, время и место проведения занятий с педагогами, могут формулировать свой запрос на повышение квалификации, в том числе по результатам мониторинга реальных потребностей педагогов. Безусловно, такой подход позволяет реализовать персонализированный принцип в обучении педагогов.
Для молодежи важны перспективы карьерного роста. Сегодня неверно утверждение, что молодежь пассивна! Молодые люди готовы активно участвовать в решении многих проблем, стоящих перед ними.
Здесь важна роль профсоюзной организации, всегда обращающей пристальное внимание на проблемы молодых педагогов, вовлекающей их в свои ряды, видя в них и преемников традиций, и зачинателей современных методов работы. Разнообразные формы деятельности профсоюзов позволяют молодым людям раскрыть свои творческие и организаторские способности, почувствовать себя членом большой и дружной семьи.
Молодежь в системе образования особенно нуждается в поддержке и наставничестве. Поэтому профсоюзы создают все условия, чтобы эти ребята могли пройти обучение, проявить себя и в профессии, и в общественной деятельности, чтобы их жизнь в системе образования была содержательной, яркой и насыщенной.
Территориальная профсоюзная организация оказывает методическую помощь и финансовую поддержку Совету молодых специалистов, а консультативную правовую помощь все молодые педагоги могут получить в Центре правовой поддержки «Профзащита».
Из числа молодых педагогов - профсоюзных активистов в нашем округе вышли административные кадры: Роман Владимирович Кузнецов, Лариса Владимировна Кискина, Роман Исмаилович Демиденко, Анатолий Сергеевич Ващилин.
Сегодня число учителей, желающих обрести работу в московских школах, уже намного превысило число вакантных рабочих мест, в связи с чем в системе образования города Москвы создан портал для педагогических работников, желающих трудоустроиться (resume.educom.ru).
На портале педагоги могут разместить резюме с указанием желаемой должности и места работы. Руководители образовательных организаций, имеющие возможность ознакомиться с размещенным резюме, могут пригласить соискателя на собеседование или осуществить подбор кадров на конкурсной основе. Школа будет укомплектована кадрами, способными решать образовательные задачи организации, а педагоги найдут организацию, где смогут получать удовольствие от работы, расти и развиваться.
Перед директором, заботящимся о процветании своего образовательного комплекса, стоят следующие вопросы:
- Где взять хорошего педагога?
- Как удержать его?
- Как вырастить свои кадры?
Безусловно, все учителя не смогут стать директорами, поэтому возможности вертикального роста определены уже возможностями горизонтального. Но большинство учителей пришли в профессию не ради директорского кресла. Главное для педагога - его ученики, его воспитанники. Карьерный рост педагога - качественный. Обязанность же директора - создать все условия для мотивации, развития творческого потенциала учителя; продумать и внедрить систему материальных поощрений и других рычагов педагогического роста.

Ольга КОРЖОВА, директор школы №718