Конкурс проводился в январе-феврале этого года городским Домом учителя. Его цель - найти для системы образования города людей, мечтающих сказать новое слово в образовании, тех, кому интересно фантазировать и совершать педагогические открытия.
Мне стало интересно спрогнозировать, как же она будет выглядеть. Я пофантазировал, отправил работу и прошел во второй этап конкурса!
Еще недавно мое представление о будущем школы выглядело бы фантастикой. Теперь нет. Скажу больше: заметная часть того, что я могу предложить, уже активно внедряется в школьную систему.
Итак, о чем мечтаю я? Об информатизации школьного образования. Все-таки мы живем в XXI веке, да и до 2030 года время еще есть. Время, когда можно будет повсеместно перейти к электронным учебникам. Это должен быть гипертекст (то есть текст с аудио- и видеовставками), насыщенный гиперссылками по типу Википедии. И нужны диагностические работы, которые сама система учебника и будет проверять. И отправлять результаты администрации школы, родителям, Департаменту образования, министерству.
Плюсы подобной информатизации: все заинтересованные стороны (учитель, родители, администрация школы, Министерство образования, вузы и техникумы) смогут видеть объективные успехи детей по разным предметам практически в любой момент. А учитель освобождается от части проверок.
А еще я мечтаю о времени, когда школа сможет отойти от стандартной классно-урочной системы. Ни для кого не секрет, что возможности детей не равны. Кто-то по всем школьным предметам может дать фору даже академикам, а кто-то и в девятом классе пишет «килядор». Кто-то технарь, кто-то гуманитарий. А у кого-то просто золотые руки. Но все они вынуждены учиться у одного учителя, который также вынужден равняться в лучшем случае на средний уровень класса по предмету. Справедливо? Не очень.
Поэтому совершенно разумными видятся следующие изменения в организации школьного образования:
- снизить образовательный минимум для основного общего образования;
- отойти от классической системы параллелей и классов;
- создать разноуровневую систему знаний по каждому предмету;
- усилить воспитательную работу тьюторов с учащимися;
- вернуть в школу в полноценном объеме урока труда.
Отход от системы параллелей даст ученикам по каждому уровню предмета передвигаться самостоятельно. То есть спокойно завершаешь изучение одного уровня, по итогам диагностики (да-да, вот и вновь всплыли наши электронные учебники!) переходишь на другой. Опережаешь программу - переходишь с опережением в более продвинутую группу. Отстаешь - остаешься на том же уровне.
Если ученик по одному из предметов полностью освоил курс, его можно считать завершенным и лишь иногда освежать знания и умения до окончания обучения по оставшимся предметам. А еще лучше, если по этому направлению давать более углубленные знания. Это же явный профиль!
Более мотивированные учащиеся имеют возможность раньше закончить курс того или иного предмета и бросить все силы на углубление знаний по другим предметам и/или поступление в вуз. Отстающие дети не будут тянуть весь класс вниз плюс будут иметь возможность так же уделять больше внимания другим предметам. Этим можно добиться реальной профилизации школьного образования. А ведь эта цель поставлена президентом и Министерством образования и науки. А то получается, как в том анекдоте: самые умные идут на физмат, чуть поглупее - химбио, ну а оставшиеся - те гуманитарии...
Техникумы и вузы смогут отслеживать потенциальных студентов и индивидуально с ними работать. Ускоренная социализация детей: нынешняя классно-урочная система слабо готовит детей к реальной жизни. Смена обстановки, окружающих, общение не только со сверстниками, но и с более старшими и младшими товарищами (а, повторюсь, на одном курсе предмета могут быть ученики разного возраста) - это уже не тепличные условия одного класса. Возможность для реального воплощения идеи инклюзивного образования. Ученика с ограниченными возможностями не просто запихнули в класс, где его часто не принимают, а он имеет возможность сам доказать, чего он стоит, среди схожих по интересам детей. Учащиеся группируются в большей степени по принципу сходства интересов, а не возраста или факта обучения в одном классе. Соответственно теоретически большая сплоченность коллектива. Уроки труда должны в большем объеме преподаваться для отстающих по более «интеллектуальным» предметам ученикам. Троечник по физике вряд ли станет физиком-ядерщиком, но и физик-ядерщик вряд ли сможет создавать шедевры своими руками.
Итак, подведем итоги. Для воспитания и образования гармонично развитого человека и гражданина должны произойти следующие изменения в школьном образовании: внедрение электронных учебников с функциями гиперссылок и проверочных работ; профилизация образования за счет отказа от классической системы параллелей и классов, возможность выбора учеником индивидуальной траектории развития и обучения. И не забудьте про спорт! Здоровые дети - сильная страна!
Разумеется, за два месяца, что прошли со времени публикаций работ для голосования, я ознакомился со множеством интересных взглядов на будущее школы, и у зеленоградцев их было более чем достаточно. Из того, что еще хотелось бы дополнить: система не только интеллектуальной, но и психологической диагностики. Иначе есть риск срыва у ребенка в процессе обучения.
Второй момент, который должен понравиться учителям: стажировки за рубежом. Даже не столько ради перенимания опыта (его у нас более чем достаточно), а ради личного знакомства с другими культурами, которые мы едва ли не на каждом уроке призываем уважать.
В заключение хочу сказать, что современное - а тем более будущее - образование немыслимо без постоянного чередования методов работы детей, а также большего применения в обучении методов критического и креативного мышления.

Денис ЗВОНАРЕВ, учитель истории лицея №1557