Уже совсем скоро под аккомпанемент оркестра в танце закружатся ученицы русской национальной балетной школы Илзе Лиепа вместе с кадетами Первого Московского кадетского корпуса. А пока юноши и девушки наперебой дают интервью, общаются с многочисленной прессой - такое событие, каждый хочет показать себя! Даже не верится, что через несколько минут легендарный зал дома Пашкова превратится в машину времени и перенесет гостей в эпоху царствования рода Романовых.
Со звуками марша из знаменитого балета Петра Чайковского «Щелкунчик» воспитанницы вышли к гостям. Все в белых воздушных платьях. Сияющие юные открытые лица. Волшебство началось! Хозяйка бала, несравненная Илзе Лиепа, выразила надежду на то, что сегодняшнее событие для юных его участников станет отправной точкой во взрослую жизнь. Илзе отметила: бальная традиция является важнейшей частью культуры России. Умение для девушки быть ведомой, доверять партнеру так же важно, как и юноше уметь показать себя в танце, расположить к себе партнершу. «Самое важное - это мастерство общения». Главным церемониймейстером вечера стала Оксана Захарова, профессор МГУ имени Михаила Ломоносова, уникальный специалист в России в области церемониальной культуры.
Организатором бала стал благотворительный фонд известной российской балерины, актрисы театра и кино Илзе Лиепе «Культура - детям». Как известно, этот фонд принимает огромное участие в воспитании и образовании детей и молодежи. Выполняя свою миссию, фонд создает и способствует созданию культурно-просветительских и образовательных проектов для детей и юношества, несущих духовное и нравственное здоровье, способствует возрождению, развитию и сохранению балета как национального достояния, повышает общий культурный уровень подрастающего поколения, активно участвуя в возрождении русского танцевального искусства.
По традиции бал начался полонезом. Столь любимый во Франции в XVIII веке в России, однако, этот танец прижился далеко не сразу. Первая попытка провести бал произошла в Кремле в 1606 году при Григории Отрепьеве. Именно тогда польская шляхта пыталась ввести полонез в традицию. В 1679 году вышел указ от ассамблеи «о собрании лиц обоего пола». Подобные мероприятия начинались особым танцем - танцем рыцарской доблести, чести - польским полонезом. Российский император Павел Алексеевич являлся лучшим исполнителем этого танца.
Во дворце, расположившемся напротив кремлевских стен, окутанном множеством тайн и легенд (по одной из них подземные ходы под зданием ведут к входу в библиотеку Ивана Грозного), зазвучал полонез Чайковского, и грациозные пары юношей и девушек двинулись вдоль белоснежных стен зала. Старшие воспитанники во главе - они более опытные, стойкие. По их выправке и старанию видно, насколько сильно отличался этот день в ряду остальных будней. Замыкали колонну младшие воспитанники. Со всем еще дети, они старательно тянули носок, распрямляли плечи, повторяя вслед за взрослыми. С последним аккордом пары замерли, кавалеры склонили головы перед дамами. Известно, что подобный знак говорит о намерении отдать жизнь за девушку, с которой танцует мужчина. Каждое движение наполнено смыслом, каждое движение значимо, каждый из танцующих действительно понимает значение происходящего. Пришлось на какой-то момент забыть, что перед зрителями всего лишь дети.
Вслед за танцем рыцарей наступил черед танца королей, так при императрице Елизавете Петровне назывался минарет. Он по своему исполнению считался наиболее сложным. Его мастерству обучали годами. Благодаря ему умельцы долгие годы сохраняли выправку. Сияя в лучах своего имени (в ее правление были открыты первый университет и академия художеств), Елизавета Петровна не имела себе равных в исполнении минарета. Именно ей был посвящен следующий танец, искусно исполненный солистами Анной Николаевой и Сергеем Сосницким. Пара вышла на паркет в костюмах эпохи Елизаветы, позволяя присутствующим мысленно преобразить зал дома Пашкова в бальное помещение XVIII столетия. Блеск золота на камзоле кавалера и мягкие складки на платье дамы пробуждали воображение гостей, заставляли перенестись в эпоху роскоши, мистики и великих дел.
В 1903 году состоялся последний костюмированный бал в Российской империи. На нем великой княжне Елизавете Федоровне посвятила свой танец княгиня Зинаида Юсупова. А сегодня, спустя 113 лет, свой танец Елизавете Федоровне посвятила сама хозяйка бала - Илзе Лиепа.
Возвращаясь ненадолго в XVIII столетие, вспомним, что в то время в России принадлежность к высшему обществу определялась не столько количеством экипажей и дворцов, сколько занятием благотворительностью. Следующий танец был посвящен императору Павлу Петровичу, императрице Марии Федоровне, людям, которые провели свои жизни в делах России и благотворительности. Господа кадеты, как называла ребят Оксана Юрьевна, пригласили барышень на падеграс.
Вслед за императором Павлом Петровичем на престол взошел Александр Павлович. Оксана Захарова открыла двери гостям в XIX столетие - век, когда Россия объявила на весь мир о своем величии. Во главе с государем Александром русская армия двинулась на Париж. Несмотря на военное положение, Париж был сохранен, не потерял своего архитектурного изящества. Популярность российского императора была запредельно высока. Он царил на Венском конгрессе в 1815 году, где продолжил традицию и был лучшим исполнителем мазурки своего времени.
Мазурка - это высочайшее искусство. На балах танцевали две-три пары под аплодисменты собравшихся. Русский император задавал тон. Мазурку называли танцем любви, на который приглашали женихи своих невест (она могла расстроить брак, если жених приглашал не свою суженую). А сегодня мазурку, посвященную императору Александру Павловичу, вновь исполнили солисты. Щегольской, ритмичный танец никого не смог оставить равнодушными. Танцоры прекрасно исполнили свои роли. Дама кружилась вокруг кавалера, он в свою очередь то подходил, то удалялся от возлюбленной. Какая история у этой пары? Как началась их любовь? Об этом гости могли лишь догадываться, всматриваясь в замысловатые фигуры мазурки. В финале танца мужчина встал перед своей дамой на одно колено.
В России всегда отличались почетом и уважением представители военного искусства. Принадлежность к армии означала не только участие в легендарных сражениях, но и преклонение перед честью и достоинством. «Жизнь царю, честь никому» - под этим девизом могли подписаться многие офицеры XIX столетия. Военные не могли самостоятельно выходить за покупками, прибывать в гости без пролетки, брать места дальше пятого ряда партера, ужинать в ресторанах ниже 1-го и 2-го классов, иначе могли быть неприятности. Этикет подчеркивал их статусность. Офицеры царили на полях сражений, равно как и на балах. Именно им был посвящен следующий танец - испанский вальс.
Примечательно, что вальс был гоним в Европе, разрешалось вальсировать только 10 минут. В России он вообще был запрещен. И только в конце XIX века этот танец смог раскрыть себя. За вальсом сразу же закрепилось имя революционного танца. А как иначе могло смотреть общество на то, как дама на протяжении одного тура меняет четырех кавалеров. Девушки и юноши дома Пашкова оживили традицию вальса, воспроизвели эпоху под чутким руководством мастеров и педагогов. И по традиции аплодисменты завершили танец.
В разгар праздника был объявлен удивительный гость - советский и российский актер театра и кино, народный артист СССР Василий Лановой. Актер выразил свое восхищение происходящим. «Мы все читали, как совершались балы в прошлом, как их ждали, как они меняли ход истории. Надо было раньше рождаться, когда все это происходило! Это удивительная культура. Это особый вкус к жизни», - сказал Василий Семенович. Свою речь актер закончил теплыми пожеланиями танцующей молодежи и восклицанием: «И пусть боженька улыбнется всем вам!»
Считалось, что танец делает человека лучше во всех смыслах. Умение владеть собой, осанка, грация, изысканность предают человеку особенность. Происходящее на балах всегда имело огромное значение, и ребята это прекрасно понимали. «Оттого у них порой такие напряженные лица», - объяснила Оксана Захарова. Если мужчина не мог выучить пару танцевальных фигур и сбивался с ритма, значит, в глазах общественности он не мог вести дела и занимать высокий пост. Если дама не способна к танцам, значит, ей будет сложно найти себе жениха.
История благотворительных балов в России обширна. Особенно интересен тот факт, что прошел бал глухонемых, где люди без слуха невероятным образом попадали в такт и танцевали превосходно. Никто никогда не зарабатывал на балах. Если во время пиршеств происходил какой-то сбор денег, то лишь для того, чтобы передать их вдовам офицеров или в иные организации. Эта традиция продолжилась и после революции. В XX веке прогремел легендарный «Синий бал». Он был задуман и осуществлен в Лондоне в помощь русской эмиграции. Бальный зал был украшен синими полотнами, цветами, синие птицы сидели на их бутонах. Особенно запомнился танец Анны Павловой. Весь зал ликовал. На балу присутствовала семья великого князя. И именно полька-тройка посвящена тем событиям. Дело в том, что в Москве всегда была проблема с женихами. Ради хорошей партии было принято ездить в Петербург. В XX веке на балах придумывали различные комбинации, чтобы как-то решить проблему неравного количества дам и кавалеров. Полька-тройка одна из таких придумок. Сегодня танец был посвящен благотворительным балам, и кадеты вместе со своими очаровательными барышнями разбились по тройкам. Веселая заводная полька, улыбки на лицах детей, ритм заставили даже журналистов с аппаратурой приплясывать на своих местах.
По традиции в основной ход торжества вклинился особый вид развлечения - викторина. Захарова вместе со своими помощниками - студентами МГУ - задавала вопросы залу на тему истории балов в России и этикета в целом. Ребята сперва тушевались, но позже проявили активность. Кое-кому удалось получить в подарок за верный ответ книги Оксаны Юрьевны.
Приближаясь к завершению бала, концертмейстер вспомнила великую княжну Ольгу в 16-летнем возрасте. По этому случаю был также устроен бал. Современники отмечали удивительные качества детей последнего императора России. Именно царской семье посвящен следующий танец. Снова в центр зала вышли солисты. По их костюмам зрители догадались, что перед ними сама венценосная чета Романовых. Форма офицера к лицу Николаю, Александра блистала в белом струящемся платье. Звуки музыки печальные, заставили гостей задуматься об истории и судьбе людей, которые танцевали в тот момент перед ними. Еще более трогательно выглядел выход четырех воспитанниц балетной школы - они изображали дочерей царя - и мальчика в матроске, в котором все сразу узнали маленького Алешу. Семья под замолкающие ноты разместилась на креслах, вынесенных специально в центр зала, и замерла на миг в семейном портрете, оставленном на память истории и гостям бала.
Церемониальная часть завершилась. По традиции вторая часть состояла из котильонов - игр в танцы - и длилась до пяти утра. Никто не уходил с паркета до этого времени. А тем временем юноши и девушки выстроились в длинный ручеек. Оксана Юрьевна пригласила всех присутствующих принять участие в танце-игре. Стало заметно облегчение самых юных воспитанниц школы балета, ведь серьезная часть окончена, можно немного расслабиться и насладиться игрой.
Бал в доме Пашкова завершился полонезом. Музыка смолкла, волшебство закончилось.