Д​ля того чтобы выбор профессии стал для старшеклассника планомерным, обдуманным, а не спонтанным шагом, в школе №554 с 10-го класса созданы профильные классы по четырем направлениям: технический, естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический.
Как правильно выбрать профиль, будущую профессию, спланировать свое карьерное движение, для многих выпускников 9-х классов непростая задача, ведь в процессе выбора девятикласснику необходимо учитывать многие факторы:
- во-первых, определить свои интересы и склонности (в том числе и профессиональные), назовем их словом «хочу»;
- во-вторых, оценить свои профессионально важные качества: здоровье, квалификацию, интеллектуальные способности, свойства личности, темперамента, характера, назовем их словом «могу»;
- в-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, то есть определить, каково сегодня «надо»;
- в-четвертых, осознать возможность выбора и проанализировать различные варианты.
Чтобы помочь ученикам 9-х классов разобраться в себе и принять правильное решение, мы предлагаем им выполнить проектную работу «Мой профессиональный выбор». Проект - серьезная работа, над которой обучающиеся трудятся в течение всего учебного года, является прекрасной возможностью для ученика серьезно и конструктивно подойти к оценке своих интересов, возможностей и способностей, узнать о плюсах, минусах и перспективах выбранной специальности, ответственно отнестись к своему выбору.
Вся работа над проектом может быть разбита на несколько этапов.
1-й этап. Сбор информации об особенностях той или иной профессии (профессиональное направление).
2-й этап. Почему выбираю это направление (интересы).
3-й этап. Практическая часть: что уже делаю в выбранном направлении, какие шаги предпринимаю.
4-й этап. Пути продвижения к профессии. Как вижу себя в будущем в этой профессии.
В течение года помощь ученикам оказывают педагоги школы.
Так, для определения интересов и склонностей, профессионального потенциала и профессиональной направленности личности с ними проводит психологическую диагностику педагог-психолог школы по методикам «карта интересов», «матрица выбора профессии», «тест Голланда», «опросник профессиональной готовности».
Над теоретической и практической частями проекта учащиеся работают вместе с кураторами проекта и учителями-предметниками, которые являются для них научными руководителями. Они помогают школьникам составить представление о содержании и условиях труда в избираемой специальности, конкретных местах ее получения, осознать привлекательность выбранной профессии и потребность общества в данных специалистах в будущем.
Работа над четвертой частью проекта у девятиклассников неожиданно вызвала сложность. Обучающимся оказалось непросто представить себя в будущем в выбранной профессии и спрогнозировать, какие специальности будут востребованы через 5-10 лет.
Перед кураторами проекта встала задача помочь ученикам разобраться в этих вопросах. Нам было важно создать такую профориентационную форму, с помощью которой ребенок через личную активность почувствовал бы, что только его адекватное, сознательное и самостоятельное профессиональное самоопределение, грамотное использование своих возможностей и потенциала в настоящем является гарантом его успешности в будущем.
Для этого была разработана и апробирована деловая игра «Мой профессиональный выбор». Игра создана на основе игры «Путь в профессию. Освоение» и адаптирована к условиям нашей образовательной организации.

Деловая игра «Мой профессиональный выбор»
Цели и задачи игры:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- формирование навыка планирования и распределения своих ресурсов и возможностей (как интеллектуальных, так и материальных) на разных этапах профессионального самоопределения;
- формирование навыка выбора индивидуальной образовательной траектории в соответствии с будущими требованиями кадрового рынка;
- предъявление действующей модели обучения «школа - вуз - работа» в логике непрерывного получения знаний, умений, навыков.
Ход игры
Игра состоит из четырех основных этапов:
1-й этап - школа;
2-й этап - поступление в вуз;
3-й этап - вуз;
4-й этап - карьера.
За время игры участники должны пройти все этапы обучения: в школе, объединениях дополнительного образования, в вузе и приобрести востребованную профессию. На каждом этапе игрокам надо принять решение и выбрать учебные предметы, элективные курсы и/или занятия в объединениях дополнительного образования для формирования своих профессиональных компетенций.
Основным инструментом профессионального продвижения являются «возможности». «Возможность» - это ресурс, который нужно грамотно использовать, двигаясь к своей цели.
Задача - получить востребованную специальность при оптимальном использовании своих «возможностей».
Победителем считается тот, у кого в конце игры осталось максимальное количество «возможностей».
Организационный этап
Участникам предлагается из списка выбрать профессию, которую они планируют получить за время «обучения» в игре.
Игроки получают «Карточку участника игры» и перечень школьных предметов.
1-й этап. Школа
На этом этапе каждый участник получает 18 «возможностей», которые можно потратить на изучение учебных предметов в 10-11-м классах в рамках школьной программы, обязательных элективных курсов и/или в объединениях дополнительного образования.
1-й шаг. Во время учебы в школе нужно освоить (выбрать) 10 предметов школьной программы. Каких? Каждый выбирает сам. Один школьный предмет равен одной «возможности».
Игроки вписывают выбранные предметы в «Карточку участника игры».
2-й шаг. Теперь участники определяют профиль будущей профессии и для подготовки к поступлению в вуз выбирают элективные курсы и/или объединения дополнительного образования.
Для прохождения этого шага используют оставшиеся восемь «возможностей». Некоторые курсы имеют стоимость две «возможности», и они вписываются в карточку два раза.
На этом этапе играющий может потратить все или только часть своих «возможностей». Но необходимо помнить, что предстоит сдать ЕГЭ и поступить в вуз.
Поздравляем всех игроков с окончанием школы!
2-й этап. Поступление в вуз
1-й шаг. Участникам необходимо найти выбранную профессию в таблице «Профильные предметы», определить, какие предметы являются профильными для поступления в вуз, и вписать их в графу «Мои профильные предметы» в «Карточке участника игры».
Определяем оценку по профильным предметам, которая складывается из следующих баллов:
- изучение предмета в школе - 3 балла;
- выбор элективного курса по профилю + 1 балл (за каждый);
- прохождение программы дополнительного образования по профилю + 1 балл (за каждый).
Итоговые оценки вписываются в графу «Оценка в аттестате».
2-й шаг. Участники получают 15 «возможностей», которые смогут потратить на 3-м и 4-м этапах игры.
Чтобы поступить в вуз, нужно иметь оценку «отлично» в аттестате по трем профильным предметам.
Если в аттестате оценки «отлично» по всем профильным предметам, то играющий поступает в выбранный профильный вуз, заплатив за обучение три «возможности».
Если же в аттестате не хватает баллов для поступления в вуз, то участник снова готовится к поступлению. Чтобы добрать необходимые баллы, ему надо выбрать элективные курсы и/или объединения дополнительного образования, но стоимость повторного обучения удваивается (то есть если на 1-м этапе игры обучение на курсе «Имидж-дизайн» стоило 1 «возможность», то на 2-м этапе игры - 2 «возможности»). Для этого можно использовать сэкономленные ранее «возможности» или полученные вновь.
Все использованные «возможности» фиксируются в «Карточке участника игры».
3-й этап. Вуз
После получения отметок «отлично» по профильным предметам участник игры становится студентом вуза (не забыв заплатить за обучение три «возможности»), обучаясь в котором получает выбранную профессию.
Для расширения профессиональных компетенций по желанию студент может посещать курсы дополнительного высшего образования. Стоимость 1 курса = 1 «возможности».
Кроме этого, во время обучения в вузе можно приобрести практический опыт работы, за что каждый должен заплатить 1 «возможность», однако работа принесет доход в две «возможности» (в период обучения в вузе не может быть более двух подработок).
Все использованные и приобретенные «возможности» фиксируются в «Карточке участника игры».
4-й этап. Карьера
1-й шаг. Участникам игры сообщается, что наступил 2023 год, они успешно окончили высшее учебное заведение и стали дипломированными специалистами. К этому времени изменились потребности рынка труда. Социальные процессы (глобализация, изменение моделей управления в бизнесе и государстве, рост среднего класса и изменение потребительских предпочтений, экологизация образа жизни и производственных процессов и т. д.), а также технологическая модернизация производства (внедрение информационно-коммуникационных технологий, автоматизация производственных процессов, возникновение нано- и биотехнологий) привели к изменениям в производственной сфере, ее отраслевой структуре. Профессия, которую приобрел игрок, уже не может отвечать новым тенденциям рынка труда в связи с нехваткой современных профессиональных компетенций, и она превратилась в профессию-пенсионера.
Профессии-пенсионеры не востребованы или мало востребованы на рынке вакансий, который переориентирован на новые специальности, и потребность в них велика. Новому миру - новые профессии!
Робототехники, космические дизайнеры и космогеологи...
Как сказал Кьелл Нордстрем, известный шведский экономист: «В современном мире самым успешным будет не самый умный, не самый быстрый и не самый сильный. Самым успешным будет тот, кто умеет быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, поэтому необходимо стремиться к стабильности, но и не бояться перемен».
2-й шаг. Для того чтобы быть успешным, необходимо овладеть новыми компетенциями, которые позволят приобрести профессию будущего. Конкуренция на рынке труда для этих профессий невелика, что дает возможность успешного трудоустройства.
Участникам игры предлагается изучить «Описание профессий будущего» и «Таблицу новых компетенций» и выбрать из предложенного списка профессий будущего наиболее подходящую по квалификации, а также определить новые компетенции, которыми должен овладеть участник игры.
Для профессиональной переподготовки необходимо освоить курсы дополнительного высшего образования. Стоимость каждого курса на этом этапе удваивается и составляет 2 «возможности».
Подведение итогов игры
Теперь участников игры можно поздравить с приобретением профессии, которая появится в ближайшем будущем на рынке труда, и попросить подсчитать оставшиеся «возможности». (См. таблицу.)
Результативность игры каждого зависит от количества неизрасходованных «возможностей».
Важность и актуальность профориентационной помощи школьников очевидна всем, и эта работа систематически проводится в нашей образовательной организации. Она включает в себя разнообразные взаимодополняющие формы и методы и не ограничивается только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит»… Мы ищем новые нестандартные формы работы, чем пытаемся повысить результативность профессионального самоопределения старшеклассников.
Для этих целей и была разработана деловая игра «Мой профессиональный выбор», в процессе которой школьники должны прийти к выводу, что в любой специальности будут востребованы грамотные, профессионально мобильные специалисты, способные успешно адаптироваться к быстро изменяющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде. Эти требования станут непременными условиями достижения успеха в трудовой деятельности, ведь чем больше ты знаешь, тем интереснее, полнее, насыщеннее и качественнее будет твоя жизнь и тем выше шансы стать «кем-то, а не одним из».
Подробное описание правил, всех этапов игры и приложения размещены на нашем сайте в разделе «Психолого-педагогическое сопровождение. Методическая копилка» (http://sch554uz.mskobr.ru/nabor_v_1_klass/psihologicheskaya_sluzhba/).

Наталья ПИЛЯЙ, Александр ГАЙНЕЕВ, педагоги-психологи школы №554