Путь меньше года назад школа имени неизвестного режиссера (или даже не совсем режиссера, но об этом потом!) совместно с центром презентовала свою первую работу - киноальманах «Дети войны». Проект, посвященный 70-летию Победы, состоял из четырех короткометражных фильмов о Великой Отечественной войне. Все они, от идеи до монтажа, были созданы учениками киношколы в возрасте 9-17 лет. Для многих юных режиссеров-сценаристов-монтажеров этот показ был первым и, как оказалось, не последним.
Этой весной ребята презентовали фильмы, снятые за десять месяцев обучения в Москве, Тюмени, Анапе, Болгарии и Гонконге. Теперь круг тем и жанров был куда более разнообразен - среди работ были и комедии, и фильмы об отношениях, и даже ужастики. Впрочем... «Кажется, комедии - не самый любимый ваш жанр!» - заметил актер театра и кино, режиссер Алексей Марков. Одиннадцатилетняя соведущая и ученица киношколы Мария Зотова ответила: «Я подросток! И нам не до смеха, мы снимаем о том, что знаем лучше всего».
И правда - кино получилось очень про то, что волнует современных молодых людей от 10 и до... подставьте нужную цифру, потому что макгаффинцы снимают про самые серьезные общечеловеческие проблемы.
Программа показа торжественно началась с небольшого концерта группы Punch’n’Co. Известный телеведущий Александр Гордон вышел на сцену вручить подарок юному режиссеру нашумевшего фильма «Сахар» Еве Бальцер из прошлогоднего альманаха «Дети войны». Специальный приз от компании Kid.Travel - бесплатную поездку в медиалагерь МакГаффина в Болгарии - получил режиссер Евгений Гамов (15 лет) за фильм «Dragon», созданный вместе с самыми «старыми» учениками киношколы. Фаворитами показа стали дебютный фильм «Клевер» режиссера Варвары Швецовой (15 лет) и ее команды из киношколы в Культурном центре «Зодчие» и фильм «Честное слово», снятый учениками Детской зимней киноакадемии в ВДЦ «Смена» в Анапе.
Все фильмы заслуживают внимания, но некоторые цепляют сильнее других. Например, «Тень», главный герой которой - Григорий - тени не имеет. Он живет в мире, где при рождении она есть у каждого, но сохранить ее с течением жизни удается одному из тысячи. На таких смотрят с недоверием - по неизвестной причине люди с тенью выглядят счастливее, добиваются успеха и занимают высокие должности... и вдруг оказывается, что тень остается со счастливыми, а счастье заключается в том, чтобы бросить опостылевшую работу и отправиться путешествовать - или хотя бы съесть мороженое зимой на улице. История, кажется, простая - да и нет в коротком метре начинающих авторов сложных историй. Но самое главное в ней есть - желание продолжать желать, идти за этим самым желанным, если понадобится, даже на край света.
Или «За зеркалом» - до боли всем молодым людям знакомая ситуация с родительскими нотациями, которые, как водится, всегда не вовремя. Но, конечно, каждое мгновение, когда мы ругаемся с родителями, может стать последним - и чудо, что герою фильма удалось обмануть судьбу и изменить будущее при помощи магического зеркала, но в любом случае задуматься стоит.
Или безумно трогательный «Пингвин» про неуклюжего толстяка, который всю жизнь мечтает заниматься художественной гимнастикой, теряет работу, увлекшись кружком - и попадает под машину той самой гимнастки, которой восхищался в цирке. Незамысловато, зато искренне.
Бесхитростность не умаляет достоинств творений школьников. Здесь понимаешь, что актерское мастерство скорее условность в непрофессиональном кино. Однозначно выигрывают в этом отношении те фильмы, где произносимых слов минимум, а персонажи вооружены только мимикой и жестами. В идеале говорить в любительском кино не надо вообще. Зато в любительском кино можно делать что угодно с монтажом, спецэффектами и гримом из кетчупа с фаршем. И, конечно, любая школа не обходится без дедлайнов и сорванных сроков - некоторые фильмы монтировались буквально за полчаса до показа, и даже сами авторы впервые увидели их целиком уже на большом экране.
Как утверждают сами режиссеры, операторы и актеры, после МакГаффина кино смотреть не то чтобы невозможно, но очень сложно. Кто-то жалуется: «Не могу видеть монтаж, это же жуть какая-то, на экране финальная битва, а я - о-о-о, какой монтаж по движению!» Кто-то ругается со своими напарниками: «Камера! Камера! Они бестолковые, они ничего не понимают, что я им говорю». Но почему-то каждое утро все встают и снова отправляются на съемочную площадку.
Тем более что новый конкурс идей для фильмов уже состоялся. Тема сложная: «Кино о кино». Сценарии прописываются учениками под руководством опытных художественных руководителей. Сейчас в киношколе идет набор новых учеников для работы над фильмами.
В мае Детская киношкола имени МакГаффина собирается поучаствовать в крупном фестивале кино и анимации «Мы сами снимаем кино» и в конкурсе проектов при Киностудии имени Горького. И, конечно, лучшие фильмы будут показаны на фестивалях и телевидении.
Летом МакГаффин проведет кинопрограммы в Анапе, Болгарии, Юрмале и Китае, а это значит, что осенью количество фильмов сможет составить полноценный альманах.
Так кто такой (точнее, что такое) МакГаффин? Это киношный термин, введенный в оборот режиссером Альфредом Хичкоком. МакГаффин - это вожделенная вещь, которую хотят заполучить герои фильма. Его содержание может быть неизвестно, но всем известно о его существовании. Все приключенческие фильмы, триллеры, пиратские романы, мифы и даже сказки строятся вокруг МакГаффина. Киношкола учит, как увлекательно говорить о нем на языке визуальных образов, как его представлять и самое важное - как показать МакГаффина зрителям так, чтобы они поверили в его реальность, пусть даже всего на несколько минут короткометражного фильма. Для такого эффекта необходима работа всей команды проекта - каждой его составляющей, раз уж кино - искусство синтетическое. И поэтому идея назвать школу именем кого-то одного с треском провалилась. Так что МакГаффин - школа имени всех или никого. Раз за разом это и подтверждают проекты, которые делают ученики - каждый играет в фильме свою роль, какой бы она ни была, и то, что в титрах зачастую указывают не только имена авторов, но и их возраст, только подчеркивает - компания единомышленников может сделать что угодно, даже если суммарный возраст этой компании не превышает возраста одного маститого профессионала.