«Я денег дам, и все». Нет, это не попечительство. Это слишком простая схема, примитивная. Галина Макаровна Вебер, координатор российско-британского проекта по развитию попечительства в крае, убеждена, что попечитель должен делать вклады деятельностью. Школа и попечители вырабатывают свои проекты, участниками которых могут быть дети, родители, учителя. По этому принципу работают попечители красноярской прогимназии №131. Они желают продвигать многие городские инициативы для детей. Например, идея создания футбольной площадки не замыкается здесь на школьном уровне. Она должна будет служить всему району. На этом поле можно будет чемпионаты проводить...

- Мы пробовали такой ход, как конкурсы культурно-образовательных проектов, - Галина Макаровна уже вводит меня в курс дела. - Проводили их за счет социальных служб территорий. Глав районов собирали на семинар. Говорили: вы можете задавать тематизм, а мы будем обучать людей, как это делать. В городе Канске даже проектное бюро создали. Проекты принимаются на конкурс при условии, что в них задействованы родители, учителя, дети. Важна совместность. Проекты были очень разными и финансировались из разных источников. Проекты не грандиозные, не мирового масштаба. Они ограничиваются местом, где ты живешь. Детское кафе, елка во дворе и так далее. Но каждый проект нужно обосновать. В этой проектной деятельности проявились социально активные люди, потом они и составили костяк попечительских советов.

Этот вопрос - как выявить потенциальных попечителей - один из самых важных. Он решался в совместной деятельности, в работе над проектами. Выявились активные родители, умеющие рассуждать об образовании. Попечительская деятельность необязательно должна ограничиваться границами отдельной школы. Примером тому стал благотворительный фонд попечительства об образовании (БФПО) Советского района Красноярска. Он создавался исходя из потребностей образовательных учреждений района, чтобы в рамках законодательства, которое на тот момент было, решить проблему привлечения внебюджетных средств. Не в рамках специального счета школы, а именно путем создания особой некоммерческой организации, которая аккумулировала бы средства и управляла ими помимо директора (или как минимум наравне с ним), имея возможность юридически привлекать, расходовать и контролировать их. За счет родительского комитета этого не решить.

Председатель правления БФПО, начальник Управления образования администрации Советского района Евгений Юрьевич Зимин рассказывает:

- В течение пяти лет было создано пять школьных фондов - партнеров. Но попечителей надо учить. Для самой школы сложен этот процесс «выращивания» общественного субъекта. И мы поняли, что нужна особая муниципальная структура, поддерживаемая административно, и, самое главное, структура более высокого статуса и авторитета, способная взять на себя обязанность защиты отдельных фондов и методические функции, как сейчас становится ясно. На нее возлагается задача взаимного обмена информацией, лоббирования преподавательской общественностью своих инициатив... Методические функции состоят в обучении, в «выращивании» этой общественной составляющей, в помощи фондам. В рамках одного большого фонда мы стали создавать его отделения в школах с теми же функциями. Не нужен свой бухгалтер, работа с банком, но все основные функции - встреча с родителями, обсуждение сметы, процедура аккумулирования и расходования средств, их контроля - полностью выполняются.

Александр Александрович Седельников, исполнительный директор БФПО:

- На одном школьном уровне практически невозможно установление реального партнерства между местной властью, обществом, бизнесом. Поэтому субъектами взаимодействия остаются только родители. Теперь же мы выходим на муниципальный уровень, и тут сразу подключаются местное самоуправление и бизнес - на договорных началах. Это подталкивает к выстраиванию партнерства на уровне нескольких отдельных школ.

Красноярский БФПО охватывает более десятка образовательных учреждений. Задача фонда - подготовить в каждой школе 5 - 10 человек и передать им уже накопленный опыт попечительства. Пришлось выйти на районный уровень, чтобы практику попечительства сделать массовой. Ресурс школ увеличивается за счет объединения. Они могут пользоваться опытом соседей и своим поделиться. Муниципальная система попечительства ориентирована на развитие всех входящих в нее школ. Все, что есть хорошего в этих школах, получает распространение. Свободная конкуренция в отношении школ вряд ли приемлема. Стартовые условия должны быть равными, и в этом смысле муниципальная система дает шанс их выправить. Конкуренция превращается во взаимопомощь. Сильная школа становится лидером, и ей выгодно распространять свой опыт.

Фонд попечительства об образовании, как было уже сказано, может существовать в рамках целого города, объединяя все его школы. Подобный фонд создан в Енисейске. Одной из приоритетных его задач стало развитие детско-молодежных общественных организаций. Фонд заявил после своего создания, что проводит конкурс социальных молодежных проектов. Естественно, в нем участвовали правление фонда, его попечительский совет, приглашалась вся общественность города. Был заявлен грант. Дети начали готовиться. Но фонд поставил одно условие: дети должны участвовать не как проектная группа, а как состоявшаяся общественная организация. Началось создание таких организаций. На момент конкурса появились по крайней мере четыре официально оформленные детско-молодежные организации буквально в течение двух месяцев. Проекты - экология, социальное развитие города и т.д. Теперь в Енисейске периодически стараются проводить такие конкурсы... В фонд входят делегаты от общегородской детско-молодежной ассоциации - те, ради кого, собственно, задумано попечительство. Здесь представлены интересы всех социальных групп.

Именно в Енисейске удалось реализовать главную идею попечительства. Оно, работая на образование, работает в том числе на формирование будущего гражданского общества в лице молодежи. Молодежь сразу включается в социальную практику. Происходит деятельностное воспитание молодых людей, как граждан и это ресурсно поддерживается попечительством. Помощь бизнеса получает совершенно иную «окраску». Это не «денежные мешки». Дал несколько тысяч рублей и забыл, будьте довольны, отстаньте. Возникает совершенно другое состояние ответственности, рождается социально ответственный бизнес.

В другом красноярском городе, Лесосибирске, приняли положение о почетном попечителе. Сильнейший моральный стимул. Это звание - ступень к «Почетному гражданину города». Почетный попечитель имеет преимущество в конкурсах при прочих равных условиях на аренду муниципальной земли, собственности, в конкурсах на выполнение социальных заказов.

Городской фонд существует в Канске. Если Енисейск акцентирует внимание на молодежи, Лесосибирск - на особых формах стимулирования, то Канск учредил фонд попечительства о развитии социальной сферы средствами и ресурсами образования. Да, да, да, именно так. У образования, конечно, нет никаких средств и ресурсов. Но работа с попечителями на муниципальном уровне дает возможность развернуть работу по социокультурному развитию не только одной школы. Как это делается? Объявляется конкурс (например, на лучший микрорайон), попечительство выделяет грант на развитие социальной среды. Школа поднимает общественность, вовлекает местные муниципальные органы. И бизнес, и ЖКХ, и детские молодежные объединения, и депутатов... Чем больше участников, тем лучше. Они работают сообща, все будет зависеть от того, сколько средств удастся им привлечь в это мероприятие. Комиссия фонда решает, кому выделить грант. Внебюджетные средства собираются, вкладываются и в образование, и в социальную среду. Выстраивается общая муниципальная политика.

- Зачем же школе еще социальной средой заниматься? Ее обязанность - детей учить.

Евгений Зимин:

- Если системно не заниматься этими социокультурными моментами, то бесполезно будет наводить красоту в городе. Например, у нас к юбилею Красноярска ломают деревья. Хоть милиционера ставь. А здесь, в ситуации системного воздействия на образование, идет «выращивание» молодого поколения в особой культуре, идет воспитание бизнеса. Работа с системой образования, специально организованная, в которую втянуты бизнес, власть, дает колоссальный эффект для воспитания новых управленцев.

Не столь давно краевая социологическая лаборатория провела исследование состояния попечительства в целом по России. С особенностями попечительства в красноярском регионе познакомила нас Ольга Николаевна Никитина, зав. лабораторией социологии, директор педколледжа №1:

- В крае попечительство становится таким локомотивом, который определяет развитие региона через школу. В прошлом году мы изучали развитие попечительства в Красноярске. Несколько тезисов. Первый - все родители, учителя, директора считают целесообразным создание попечительских советов. Та позиция, что общественность должна в школах присутствовать, уже утвердилась. Другое дело, что иногда директора школ декларативно ее заявляют. Но в большей степени ситуация направлена на понимание: попечительские советы - это структуры, способные двигать систему образования дальше. Какой тревожный фактор мы обнаружили? Многие родители не увидели разницы между попечительскими советами и родительскими комитетами. Более того, в некоторых школах родительские комитеты перестраиваются и создаются попечительские советы. Надо ли их дальше развивать, если есть хорошие родительские комитеты? С этим вопросом надо определиться.

Мы увидели разные модели попечительства - с финансовой самостоятельностью и без нее. Но главное - попечительские советы, которые имеют опыт работы, перешагнули целевую планку привлечения дополнительных финансовых средств. Видимо, в попечительстве есть какие-то стадии, которые нужно пройти. Начинающие попечители, как правило, работают с идеей привлечения дополнительных денег. Те, которые этот рубеж перешагнули, начинают обращать внимание на содержание образования. Если это действительно закономерность, надо иметь в виду, что развитие попечительства имеет несколько содержательных смысловых этапов.

Попечительские советы могут быть жизнеспособными, когда есть личный интерес и попечителей, и руководителей, которые хотят что-то в школе изменить. Когда есть личная заинтересованность родителей. Мы увидели две линии, которые, на наш взгляд, могут в перспективе определяться. Это линия родителей, хорошо образованных, успешных в жизни. Эта когорта, появляющаяся только, и будет, наверное, попечительство продвигать. Другая линия - предприниматели, лично заинтересованные в участии в попечительской деятельности, потому что это связано с возможностью влиять на содержание образования, в котором они хотели бы что-то изменить. Ситуация личного интереса является очень принципиальной.

Факторы, способствующие попечительству. Это финансовая самостоятельность школ. Воля директора, его стремление. Возраст учительского коллектива - 30 - 50 лет. Местоположение школы - на окраине или в центре - никакой роли не играет.

...Подводя черту, можно сказать: попечительство разворачивается в сторону содержания образования, оно будет развиваться в этом направлении и дальше, но при условии поддержки местных органов власти (статус, налоговые льготы, престиж, общее информационное пространство, продуманный закон о попечительстве).

Красноярск