Современная наука утверждает: истоки детства лежат в антропогенезе, в тех преобразованиях, через которые проходит австралопитек, эволюционируя в иной биологический вид - Homo sapiens.
Составим список потерь и приобретений человека в ходе этой эволюции:
- потери того, что обезьяна имела, - здоровый дугообразный позвоночник, скорость, быстрота и ловкость; мощные когти, сильные мышцы, крепкие зубы; природная программа жизни, приспособления и самосохранения; генетическое наследование поведения и правил существования; короткий период беспомощности в детском возрасте; теплый волосяной покров; развитые средства ориентации - чуткий слух и тонкое обоняние;
- приобретения человека - высокое развитие головного мозга, мышление и членораздельная речь; тяжелая большая голова; развитый механизм обучения; длительный детский возраст; долгий период беспомощности, иждивенчества; прямохождение (и вызванные им многочисленные болезни позвоночника).
Выход из-под власти природы привел Homo sapiens к главной потере: утрате того, что имеется у каждого живого организма и что отсутствует у человека, - генетических программ организации жизни.
У животного есть врожденный, инстинктивный план жизнедеятельности, а человек его не имеет. Человек наследует биологические потребности, но не наследует информацию о том, как их удовлетворить, не наследует инстинкты способа деятельности, образа жизни.
С первых дней существования приматов прачеловек был поставлен перед необходимостью выработки компенсирующего механизма, коим выступили развитый мозг и мышление, соответствующая перестройка органов чувств и как следствие полицикличность размножения и уменьшение плодовитости: у самок рождается один, реже два-три детеныша с крупным мозгом, с увеличенными способностями к научению, но беспомощных, требующих максимальной материнской заботы. Соответственно удлиняется период созревания (детства), так как все сложные формы поведения не врожденные, а усваиваются путем научения. Поскольку материнский вклад не может обеспечить научение детеныша по полной программе, то происходит перестройка социальной организации - ее центром становится маленький детеныш, в воспитании которого принимают участие взрослые самцы и самки-тетки, старшие детеныши. Возникает социальная жизнь с разнообразными формами коммуникации. Только социализация делает человеческого детеныша человеком, без нее он нежизнеспособный биологический вид Homo sapiens.
Повторим еще раз: обучение - общая черта животного и человека. Но с принципиальными различиями: животное сразу рождается как особь соответствующего вида, и через обучение лишь запускаются генетические механизмы; человек же рождается дважды - первый раз как биологический вид и потенциальный Homo sapiens, а второй раз через обучение, через социальное наследование и адаптацию как существо общественное, как человек разумный; обучение не просто запускает его генетические механизмы, оно обеспечивает его превращение из «кандидата» в человека. Поэтому-то природа и удлиняет специально выделенный период обучения - детство.
Хотя детство имеется у всех животных, однако человек - единственное существо, у которого оно столь длительно и составляет в зависимости от продолжительности жизни человека в разные времена и в разных странах от четверти до десятой части всего его срока жизни.
Не пройдя этого «курса», ребенок не только не становится «нормальным человеком», но он и биологически нежизнеспособен: в виде «маугли» (известно 33 случая «маугли») он погибает, даже если его кормить и поить.