При подготовке и проведении занятия следует учитывать, что тема «Дифференциация правописания предлогов и приставок» является новой для учащихся 5-го класса. Знакомство с предлогами они начинают во 2-м классе, в 5-м классе ведется работа по дифференциации предлогов и приставок. В коррекционной школе VIII вида знакомство с понятием «приставка» ведется только в 5-м классе. Позднее ученики смогут отличать приставку от предлога с помощью постановки вопроса к глаголу (предлоги перед глаголами не ставятся). Задания для занятия подобраны с учетом индивидуально-дифференцированного подхода, в системно-деятельностном режиме. Данный материал можно использовать и на уроке русского языка в 5-м классе.
Источники литературы, использованные при составлении конспекта:
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах;
Якубовская Э.В. Русский язык. 5 класс. - М.: Просвещение, 2014.
Задачи
Коррекционно-образовательные: ознакомить с отличительными признаками приставок и предлогов; формировать навыки правильного написания предлогов и приставок.
Коррекционно-развивающие: формировать умения работать индивидуально, в малых группах; формировать коммуникативные умения учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос).
Коррекционно-воспитательные: создать условия для развития речевой культуры учащихся, их эстетического вкуса.
Форма организации занятий: групповое логопедическое занятие.
Оборудование: презентационный материал, карточки, осенние листья.

Ход занятия
I. Подготовительный этап
1. Мобилизующий этап. Задача: эмоциональный настрой.
Дети входят в кабинет и везде обнаруживают осенние листья.
Логопед: Добрый день, ребята. Мы с Осенью рады вас приветствовать на занятии. Соберите листья и присаживайтесь за парты.
Расскажите, в каком месте вы взяли осенние листья. (На парте, в шкафу, у доски, на подоконнике, под стулом, за вазой.)
Как называются слова, которые вы использовали при ответах? (Предлоги и слова, обозначающие предметы.)
Как пишутся предлоги с другими словами? (Раздельно.)

II. Этап целеполагания
Логопед: Поработайте в карточках с текстом. Определите, как нужно писать слова в скобках.
Наступила осень. (На)деревьях (по)желтели и (по)краснели листья. (По)дул сильный ветер и разметал листья (по)дорожкам. Осенние резные листочки (за)летели (в)класс.
Логопед: Почему у вас возникли затруднения при работе с текстом? (Ответы детей.) Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на занятии? (Будем учиться отличать предлоги от других частей слова - приставок.) Для чего нужно уметь различать предлоги и приставки? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи предлоги.)
Назовите тему сегодняшнего занятия.
Ученики: Различение предлогов и приставок.
Логопед: Постарайтесь определить задачи.
Задачи:
1) правильно писать слова с предлогами и приставками;
2) уметь правильно употреблять в речи предлоги и приставки.
Логопед: Сегодня мы займемся исследованием по нашей теме, результатом которого будет составленная памятка правильного написания предлогов и приставок. Я вас приветствую в клубе юных знатоков и желаю вам удачи.

III. Работа по теме занятия
1. Упражнение на логическое мышление.
Логопед: Уважаемые знатоки, чем отличаются фигуры в верхнем квадрате от фигур в нижнем?



Какие слова вам помогли ответить на вопрос? (Предлоги под и в.)
Молодцы, юные исследователи!
2. Упражнение на развитие ориентировки в пространстве.
Логопед: Перед вами иллюстрация - животные в лесу. Хочу проверить, как вы знаете родную природу. Составьте предложения, используя предлоги. (См. рис.)
3. Работа с текстом и заполнение таблицы-памятки.
Логопед: Дорогие исследователи, поработайте с текстом и заполните в памятке второй столбик.
Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах - предлогах, они служат для связи слов в предложениях, очень похожи на приставки, но пишутся со словами раздельно. Между предлогами и существительными можно вставить любое другое слово. Например, на высокой елочке.

4. Из текста выпишите слова с предлогами.
Наступила осень. (На)деревьях (по)желтели и (по)краснели листья. (По)дул сильный ветер и разметал листья (по)дорожкам. Осенние резные листочки (за)летели (в)класс.
Определите признаки осени. Назовите слова с предлогами.
Логопед: Как это можно проверить?
Ученики: Между предлогом и словом можно вставить слово, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя.
Логопед: Проверим: (на)деревьях, попробуем вставить слово (на высоких деревьях). Сделайте вывод, что такое на - приставка или предлог?
Учащиеся: На - это предлог, потому что можно вставить слово.
Логопед: Молодцы!
Физминутка. Осень предлагает вам покружиться в хороводе листьев. (Звучит музыка.)
5. Упражнение на закрепление. Работа с карточками.
Логопед: Поработайте в карточках. Вставьте слова между предлогом и словом, обозначающим предмет.
В … лесу, на … поляне, за … деревом, под … дубом, у … белочки.
Следующее слово: (по)желтели, попробуем вставить слово.
Ученики: Ничего не получается, значит, по - приставка, пишется слитно.
Логопед: Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Мои юные знатоки! Заполните третий столбик в таблице.
6. Заполнение таблицы-памятки.

Логопед: Молодцы! Вы успешно справились с заданием.
7. Закрепление материала. Дифференцированная работа с карточками.
1-й вариант. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу предлоги и приставки, используя таблицу-памятку:
…лесу ребята …бежали …тропинкам вниз …реке. Ковер …листьев шуршал …ногами. Березки …дели платья …желтых листочков.
Задайте вопросы по тексту, используя слова: где… что… куда… и другие.
2-й вариант. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу предлоги и приставки, используя таблицу-памятку:
…лесу ребята …бежали …тропинкам вниз …реке.

IV. Подведение итога занятия. Рефлексия
Логопед: Вы поработали на славу в клубе юных знатоков и исследователей.
Презентация таблицы-памятки.
Логопед: С какой целью мы составили эту таблицу-памятку? (Ответы учеников.)
Вернемся к поставленным задачам:
- Смогли ли мы достичь поставленных целей?
- Какие новые знания вы получили сегодня на занятии?
- Приобрели ли вы какие-либо новые умения?
Ответы учеников.
- Какая пословица могла бы подвести итог нашему занятию? Объясните.
Пословицы
Доброе братство лучше богатства.
Стремись завоевать не мир, а его знание.
Хорошая речь лучше меда.
Есть терпение, будет и умение.
Корень учения горек, да плод его сладок.

​Ольга МЕРКУРЬЕВА, учитель начальных классов, логопед Киселевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Пермского края, победитель XVIII Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»