Прежде чем обсуждать темы, связанные с карьерным ростом, молодежной аудитории дали понять, что слово «карьера» лишилось своего негативного оттенка, которым его наделяли в советский период. Тогда карьеристом считался человек, ступающий по головам ближних своих в погоне за высоким постом. Нынче карьерист - это специалист, нацеленный на саморазвитие, самосовершенствование, умеющий видеть собственные профессиональные горизонты.
Как заметила кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития Санкт-Петербургского государственного университета Ольга Жебровская, сделать карьеру в педагогике вполне возможно, и тому есть множество примеров, но нужно помнить, что сделать это не так просто. Чтобы понять почему, стоит обратиться к статистике. Например, по данным некоторых исследований, 32% молодых специалистов после первого года работы мечтают уйти из педагогики. Более 60% российских родителей не хотели бы в будущем видеть своих детей учителями. Поэтому, несмотря на все усилия, профессия педагога в нашей стране не столь престижна, как за рубежом.
Впрочем, движение вперед в профессиональном плане - это нормальное и закономерное явление, и видов карьеры, в том числе в педагогике, целое множество. К примеру, карьера может выстраиваться линейно и спирально, стабильно и кратковременно и т. д. Мало того, у многих карьера развивается трансспециализированно, то есть в разных направлениях. Скажем, можно преподавать и при этом писать кандидатскую диссертацию, а кроме того, публиковаться в поэтическом альманахе.
Поскольку формат встречи предполагал открытую дискуссию, то высказать свои соображения относительно карьерных устремлений могла и молодежь. Она и не замедлила это сделать. Для начала будущие и настоящие педагоги попытались понять, сочетаемы ли успешность и карьера, ведь не всегда успешный человек стремится к продвижению по службе, а человек, занимающий руководящий пост, не всегда считает, что достиг успеха. В этой связи возникла новая тема, где участники дискуссии озаботились вопросом: личностное развитие и профессиональное развитие - это стороны одной медали или разные вещи?
Еще более заострило дискуссионный угол сообщение одного молодого педагога, в котором прозвучала мысль о том, что определенного успеха в карьере добиваются те люди, которые научились приспосабливаться, подлаживаться, подстраиваться, угождать. Те же специалисты, которые предлагают новые решения, часто революционные и нестандартные, не пользуются уважением администрации образовательной организации. Примечательно, что на этот выпад отреагировали как опытные управленцы, так и сверстники участника дискуссии. И те и другие, исходя из собственного опыта и самоощущения, заметили, что подлаживаться им ни к кому не приходилось. При этом все согласились, что, конечно, важно встретить умного и проницательного начальника, который оценит старание, ответственность, качество работы педагога и предложит траекторию дальнейшего развития.
В то же время, по словам Ольги Жебровской, карьера - это способ заявить миру о себе, способность брать на себя ответственность. Карьерой нужно заниматься осознанно, поэтому тех, кто готов к карьерному развитию, всегда замечают.
О таких же важных вещах, связанных с карьерой, можно было узнать и на занятиях творческих групп, которые состоялись после дискуссионной части Дня карьеры педагога. Здесь молодежи помогли узнать, как не стать жертвой в социальных сетях, что нужно, чтобы построить карьеру и не потерять себя, как правильно распределить свое время и помочь организовать его детям, что включить в самопрезентацию, чтобы привлечь к себе внимание, и т. д.
По отзывам студентов, подобные занятия действительно предлагают задуматься о том, какой ты видишь собственную карьеру, чего ты хочешь в жизни, помогают сформулировать свои профессиональные цели. Но главное - в результате ты понимаешь, что понятие карьеры у каждого человека свое. Для кого-то она может ассоциироваться с тихим уютным кабинетиком, для кого-то - с постоянными командировками и путешествиями, для кого-то - с творческими проектами, акциями и т. д. Важно найти в этом многообразии свою нишу, рассчитав силы и возможности. От правильно выбранной карьерной траектории зависит и эмоциональный настрой человека. Когда ты счастлив, то, как правило, делишься радостью с окружающими, в том числе с коллегами и подчиненными.

К сведению

Педагогический колледж №8 работает в режиме экспериментальной площадки по теме «Создание вариативной модели интеграции молодых педагогов в профессию». В связи с этим на базе колледжа создан центр интеграции молодых специалистов в профессию «Про-Движение», который объединил уже более 50 молодых учителей из разных образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Курсы повышения квалификации, организованные колледжем и центром «Про-Движение» для молодых педагогов, прошли 100 учителей.

Комментарии


Людмила ИВАНОВА, заслуженный учитель РФ, директор педагогического колледжа №8:

- Наше мероприятие становится традиционным, и это не может не радовать. На вторую встречу мы пригласили студентов всех педагогических колледжей Петербурга и студентов Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. В следующем году планируем пригласить студентов Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Таким образом, организуется широкое студенческое сообщество.
Разговор на подобные темы полезен для студентов профильных вузов и колледжей. Город нуждается в хороших педагогах, поэтому поговорить в неформальной обстановке о профессии, о вхождении в нее, о своих личностных качествах очень полезно.
А нам, педагогам, чрезвычайно важно услышать мнение молодежи, чтобы скорректировать программы и уроки, понять, на что нацеливать студентов, тем более что они из разных образовательных организаций. Нам необходимо понимать, чем они живут, какие у них проблемы.
Конечно, очень интересны дискуссионные вопросы, они задевают за живое, и, разумеется, в ответ хочется поделиться своим опытом. Для того чтобы была возможность обсудить острые и насущные вопросы, проходит работа в группах, где ребята могут озвучивать любые позиции. Нам потом любопытно с этим материалом работать.
Меняется ли что-то в карьерной траектории и каковы современные тенденции? Мне кажется, главный карьерный посыл в любые времена - работай хорошо, относись к работе добросовестно. Я как опытный руководитель с некоторой опаской отношусь к тем, кто строит карьеру нахрапом, кто твердит, что хочет быть тем-то и тем-то. Да, он может получить должность, но большее уважение вызывают те, кто честно работает, чувствует ответственность и никогда не подводит. Таким людям чаще всего предлагаешь должность, а они еще сомневаются, оправдают ли доверие.
Сейчас, прежде чем получить руководящую должность в образовании, проводится конкурс, и это разумно. Предложить себя может каждый, амбиций у людей много, но что при этом ты можешь дать своему будущему коллективу? Важны психологические особенности, владение нормативно-правовой базой и т. д.

Ольга КИРЕЕВА, кандидат педагогических наук, ведущий специалист отдела аттестации и повышения квалификации педагогических кадров Комитета по образованию:

- Для руководителя любого уровня важно сочетание профессиональных качеств и личностных характеристик. Если будет перебор с тем или иным, то это отразится на эффективности работы.
Безусловно, не нужно забывать о том, что возникает некая трансформация, когда человек движется вперед по карьерной лестнице. Это связано с тем, что уровень руководства накладывает определенный отпечаток. Чем выше уровень руководства, тем выше ответственность, тем существеннее меняются методы руководства. Многое при этом зависит от ситуации, от опыта, от понимания, на что способны люди, которые работают под твоим началом. Но приоритетным для любого руководителя в образовании был и остается индивидуальный подход к работнику.

Санкт-Петербург