В связи с общемировой тенденцией, признающей верховенство человеческого фактора в современном производстве, особенно важными являются личностные результаты, в том числе такие, как  «осознающий ценность труда, науки и творчества; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы».
Среди учебных предметов, обеспечивающих формирование этих  качеств личности, следует особо выделить «Технологию» как ведущий в формировании созидательного мировоззрения обучающихся, в том числе и на уровне профильного обучения.
Это приобретает особую актуальность в связи с Поручением Президента Российской Федерации Владимира Путина от 2 января 2016 г. по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы  общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 г.
 В Поручении сказано: «...разработать и реализовать комплекс мер, предусматривающих... предоставление учащимся возможности одновременно с получением среднего общего образования пройти профессиональную подготовку по выбранным ими профессиям, в том числе с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций».
Обучение в основной школе сможет обеспечить преемственность со средним профессиональным образованием в контексте формирования созидательного мировоззрения и будет способствовать правильному выбору профессии. Стандарт позволяет учителю осуществлять становление созидательного мировоззрения на основе развития жизненно важных качеств личности, что является приоритетом и результатом проводимых нами исследований в Институте стратегии развития образования РАО.
Будет справедливым отметить, что учебный предмет «Технология» вызывает критику как со стороны учеников, так и со стороны их родителей. Они считают, что эта учебная дисциплина бесполезна как с точки зрения подготовки к поступлению в вуз, так и с позиции личностного и умственного развития обучающихся.
Этот учебный предмет не находит поддержки и у руководителей образования - количество часов на изучение технологии постоянно уменьшается и подошло к критическому минимуму. Такая ситуация недопустима, поскольку этот учебный предмет, как никакой другой, готовит молодежь к самостоятельной трудовой деятельности, что очень важно в условиях становления в нашей стране рыночной экономики и большой конкуренции на рынке труда. Занятия по технологии призваны формировать у молодежи психологическую и функциональную готовность к труду в современном высокотехнологичном производстве, а также к восприятию и продуцированию инноваций. Никакой другой учебный предмет не может сравниться по этим результатам с технологией.
Становится очевидным, что нужно показать обществу, в том числе школьникам и родителям, то положительное, что может дать учебный предмет «Технология». Необходимо показать развивающее и воспитательное содержание  этой дисциплины в комплексе. Особо важно разъяснить личностное, истинно человеческое значение изучения технологии в противовес машинным (вульгарно технократическим) факторам, которые нередко преобладают в процессе преподавания  непрофессиональными «специалистами».
В современном мире человеческий (личностный) фактор производства рассматривается в качестве главной производительной силы. Развитию человека и его созидательного потенциала придается все большее значение. В первостатейном порядке предусматривается финансирование развития человека как главной движущей силы прогресса.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего образования личностное содержание технологии при методически правильном подходе сможет обеспечить разностороннее развитие школьников. Этот уровень образования не случайно назван основным. Именно в подростковом возрасте закладываются основы созидательного мировоззрения. Эта возрастная категория детей наиболее восприимчива к обучению созидательной деятельности и к формированию готовности к эффективному труду, в том числе и к созданию, и к восприятию инноваций.
В «портрете выпускника основной школы» отмечены общие для всех учеников качества личности, отражающие патриотическую направленность мыслительной деятельности школьника, которая значительно повышает эффективность трудовой деятельности на благо Родины. На выходе должен оказаться ученик,  «любящий свой край и свое Отечество... уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа...».
К частным личностным результатам освоения основной образовательной программы по технологии в соответствии с ФГОС наряду с перечисленными в начале статьи относятся: формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;  демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Можно порекомендовать учителям технологии тематику учебных проектов, непосредственно направленных на формирование качеств личности ученика, созидающего по трем направлениям. Первое: особенности современного рынка, включающие проекты - продвижение продукта; мотивы потребителя; культура потребления; сохранность продукции; современное производство; личность ученика как потенциального труженика.  Второе: современное производство - человеческий фактор производства; научная организация труда; культура труда; экологическая безопасность; техника безопасности; взаимодействие работодателя и работника. Третье направление: ученик созидающий - российский патриотизм как национальная идея; профессиональное образование; востребованность профессий на рынке труда; построение личной карьеры; связь между образовательным и жизненным пространством; культура быта; культура потребления; сохранность бытовой техники; экологическая защищенность; человеческий фактор профессионального становления; основы безопасности жизнедеятельности; общефизическая подготовка (нормы ГТО); НОТ в быту.
Выполнение этих проектов согласуется с концепцией системно-деятельностного подхода, являющегося системообразующим началом ФГОС основного общего образования второго поколения.
Конечно, на выполнение всех проектов времени в учебном процессе не хватит, но профессиональный учитель может  выбрать темы, наиболее подходящие конкретному классу. Кроме того,  эффективным является использование дополнительного образования в качестве ресурсного обеспечения общего образования (см. «Учительскую газету» №46  от 17 ноября 2015 г.). Появится возможность в большей мере использовать интуитивные методы поиска новых решений, таких как метод сфокусированных объектов, метод гирлянд случайностей и ассоциаций  и др.
Становится очевидным, что личностное содержание ФГОС второго поколения указывает на настоятельную необходимость увеличения количества часов на изучение технологии.

Анатолий БЫЧКОВ, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО