Дайте выбор!

Наталья  ИГНАТОВИЧ, учитель начальных классов средней школы №47 с углубленным изучением отдельных предметов г. Омска

Учиться нужно, если действительно хочешь достичь педагогического мастерства. Для меня важно, что это еще и интересно. Курсы бюджетные, для аттестации, которые проходят раз в три года, мне не интересны - я все это уже знаю, учусь только для галочки. По-моему, и саму аттестацию следовало бы отменить - почему надо регулярно доказывать, что ты не верблюд? Выбор на бюджете небольшой - куда записали, когда подошла твоя очередь, туда и вписываешься.
А вот платные курсы я люблю и в платных сертификатах не вижу плохого, потому что тут я как раз могу выбрать и учебное заведение, и тематику обучения. Нахожу то, что мне нужно и полезно. В год прохожу несколько курсов повышения квалификации - дистанционных, заочных и очных, за прошлый, например, насчитала 600 часов разных «наук». Никаких денежных привилегий мне это не дает, напротив, расходы. Но не жаль - узнаю много нового, развиваюсь. Работаю в школе второй десяток лет, но ведь и науки, и прогресс не стоят на месте. Очень помогает изучение психологии. Люблю курсы по технологии, ведь еще многого не умею. А дети у меня почемучки, их все время нужно удивлять. Сейчас прохожу дистанционные курсы в Федеральном научно-методическом центре им. Л.В.Занкова. Учиться можно бесконечно. И вот такая закономерность - чем больше учусь, тем больше мне интересны дети.

Совсем не учитывается мнение коллег


Татьяна Гузовская,  директор гимназии № 155 Центрального района, Санкт-Петербург

Современная аттестация должна продемонстрировать достижения педагога за прошедший период. Она проводится один раз в пять лет, хотя, если хочешь повысить категорию, можно  это осуществить и раньше. Учитель собирает документы обо всех своих достижениях за прошедшие пять лет: повышение квалификации, прохождение разных курсов, личные достижения и достижения своих учащихся и т. д.  Эту  объемную папку  подает  в городскую комиссию, где рассматриваются представленные  материалы  и где по разным позициям начисляют баллы. Учитель знает, как правило, сколько баллов нужно набрать на первую категорию, на  высшую категорию, поэтому  он может оценить  свои возможности и способности. Большое значение имеет,  есть ли у учителя свой сайт, печатные работы, в которых он пропагандирует свой опыт работы, делится им с коллегами. Естественно, для каждого показателя свое количество баллов.
Единственным  недостатком  этой аттестации,  на мой взгляд, является то, что она совершенно не учитывает мнение педколлектива, в котором работает учитель. Директор только подписывает документы, помечая, что никаких нарушений и жалоб на учителя нет. Однако, мне кажется, информация была бы более объективной, если бы учитывалось мнение коллег.
  Конечно, учитель, который хочет себя показать и получить категорию, старается набрать максимальное количество баллов, а более скромный учитель, если его не подталкивать, не будет стремиться готовить документы, при этом  приходится еще и  помогать ему их собирать.

Сертификат для галочки

Вера КОСТРОВА, собкор «УГ», Нижегородская область

Марии Петуховой из деревни Ельники Нижегородский области минувшей осенью пришлось проходить дистанционные курсы повышения квалификации по преподаванию предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях реализации новых ФГОС. Сертификат школе требовался срочно, поэтому в Интернете стали искать дистанционные курсы, подходящие и по цене, и по времени. Предложений оказалось море - только выбирай. Наиболее приемлемые цена и сроки предлагались в Новосибирском институте дистанционного повышения квалификации - всего 4 тысячи за две недели. Начинать занятия можно было в день перечисления оплаты. Подписав договор и заплатив деньги, Мария получила ключ доступа к заданиям и банку учебной литературы. Он был не очень большим, но за две недели и его переварить она не успела бы. Так как для получения сертификата от нее требовалось написание реферата по одной из выбранных тем, Мария сосредоточилась на литературе нужной ей тематики. Тема реферата была несложной и в каком-то плане даже интересной (лексические нормы в русском языке), но с ее непосредственной работой в классе, тем более в условиях реализации новых ФГОС, она была никак не связана. А может быть, связь была настолько опосредованной, что ее почти не ощущалось. Пожав плечами и удивившись, Мария приступила к написанию. Писала ночами. Коллеги над ней смеялись. «Зачем переживать, - говорили они, - если цель дистанционных центров не научить, а только заработать деньги. Никто и проверять твой реферат не станет. Если б хотели проверить, сделали бы тестирование или собеседование по скайпу». Мария не знает, проверяли ее реферат или даже не смотрели. На дистанции это трудно проверить. Но в положенный срок она получила сертификат, принесла его в школу, отдала директору вместе с квитанцией об оплате, и через месяц вместе с очередной зарплатой деньги ей вернули. Никаких новых знаний и компетенций для преподавания в условиях реализации новых ФГОС у нее не прибавилось. Но в портфолио школы появился ее сертификат, и предстоящих аккредитации и лицензирования директору можно было не бояться. 

Комментарий


Сергей ШАДРИН, советник отдела нормативного регулирования деятельности педагогических и руководящих работников Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России:

- Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается непосредственно Минобрнауки России по согласованию с Минтрудом России (ч. 4 ст. 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273).
В связи с этим по согласованию с Минтрудом России был издан приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее - Порядок аттестации), который является ведомственным нормативным правовым актом прямого действия.
Порядком аттестации установлено, что аттестация в целях установления квалификационной категории проводится на основании заявлений (п. 27), в которых педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию (п. 28).
Таким образом, Порядком аттестации не предусмотрено предъявление педагогическим работником каких-либо сертификатов, портфолио, результатов тестирования и т. п.
Получается, региональные «министерства и (или) аттестационные комиссии не вправе устанавливать иные и (или) дополнительные правила аттестации», а также отказывать в приеме заявлений о проведении аттестации и (или) в установлении квалификационной категории в случае, если педагогический работник не представил некий сертификат.
В свою очередь полный перечень оснований для установления педагогическим работникам первой и высшей квалификационных категорий содержится в пунктах 36 и 37 (с учетом п. 38) Порядка аттестации.
Так, например, согласно п. 37 Порядка аттестации высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается в том числе на основе участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
При этом Порядок аттестации не содержит конкретизированного перечня соответствующих конкурсов, то есть допускает возможность учета при аттестации результатов любых, в том числе сертификационных, конкурсов.

Акция «УГ»


Оксана Родионова, куратор методических конкурсов «Учительской газеты»


«Наша газета тоже проводит методические конкурсы», - обычно такую фразу я говорю при встрече с учителями - активными или потенциальными читателями нашего издания. И узнаю, что многие уже принимали в них участие, ведь конкурс методических разработок «Сто друзей» для преподавателей различных школьных предметов существует в «УГ» уже 18 лет, а конкурс для классных руководителей «Мудрая сова» (название дала читательница!) - одиннадцать лет.
Но как мне не хочется произносить слово «тоже»! Ведь это означает поставить наш конкурс в один ряд с тем, что в широком ассортименте предлагает лучший друг - Интернет. Не подумайте, что я в порыве патриотизма излишне превозношу наши акции. Судите сами. Вот схема, по которой проводим конкурсы мы: продумываем номинации и критерии оценки, приглашаем к участию учителей, тщательно фиксируем и просматриваем пришедшие материалы, отбираем экспертов для оценки, отсылаем им конкурсные разработки, анализируем баллы, выявляем победителей, создаем и публикуем аналитические послеконкурсные материалы с выводами жюри... Ах да, и, конечно, рассылаем призы, дипломы и свидетельства. С псевдоконкурсами в экспресс-режиме нас только это последнее и роднит.
Увы, иногда кажется, что вся огромная работа, продолжающаяся месяцами, некоторым нашим конкурсантам не нужна. Горько становится, когда наши эксперты засекают неблаговидное поведение коллег. Вот и сейчас один из членов жюри завершающегося XI конкурса «Мудрая сова» написал: «Есть очень хорошие сценарии, но... многие из них опубликованы в Сети под другими именами. А другие опубликованы под именем автора, но уже не являются эксклюзивными для «УГ» материалами». Не хватает времени создать новую разработку? Видимо, да. Но совести не хватает тоже...
«Дайте, пожалуйста, сертификат участника!» - просят конкурсанты, едва отослав материал. Мы вышлем, мы понимаем, что он очень нужен скованному бумагами учителю. Но очень хочется думать, что не только ради бумаги с печатью и подписью педагоги участвуют в наших дистанционных состязаниях. Мы же прорвемся через бюрократию, правда? И будем творить, несмотря ни на что! Ваша газета очень надеется на это.