Черно-белое кино
Одна из заметных тенденций нынешнего Берлинского кинофестиваля - переосмысление режиссерами событий мировой истории. В основном на примере военных конфликтов, революций, восстаний. Так, в главном конкурсе было представлено два подобных фильма: «Письма с войны» португальского режиссера Иво Феррейры и восьмичасовая эпопея филиппинца Лава Диаса «Колыбельная скорбной тайне». Что важно, обе картины черно-белые. Это не только делает визуальный ряд более стильным, но и не дает зрителю возможности отвлекаться на цвет и прочие эффекты. Когда говоришь о боли, страданиях и потерях, красота неуместна. Поэтому режиссеры в сдержанной манере пропагандируют гуманистические ценности, выступая против насилия и угнетения. Кстати, Лав Диас за свое грандиозное во всех смыслах полотно получил Приз имени Альфреда Бауэра, который вручается за новаторский подход и открытие новых перспектив в кинематографе.
Некоторые участники Берлинале сквозь призму истории рассматривают общественно-политические и географические вопросы. При этом авторы уходят в метафору, что наделяет фильмы множеством смысловых уровней. Вот, например, босниец Данис Танович представил драму «Смерть в Сараево», действие которой не выходит за пределы старого отеля, а датчанин Томас Винтерберг снял картину «Коммуна» о людях, решивших жить вместе в одном большом доме. Что может быть общего у этих двух фильмов? Танович и Винтерберг по-разному создают портрет современной Европы с ее социальным расслоением, с мигрантами, с нереализованными мечтами, разбившимися о жестокие реалии. Обе картины восхищают оригинальностью подхода. Итог - награды у каждой из них. Актриса Трине Дюрхольм, сыгравшая в «Коммуне», получила «Серебряного медведя» за исполнение лучшей женской роли. А Данис Танович за «Смерть в Сараево» удостоен Большого приза жюри.

Тайна гениев
Еще одна тенденция 66-го Берлинале - усиленное внимание к слову.
Среди экранизаций наибольший интерес вызывает показанная в секции гала-премьер музыкальная комедия Спайка Ли «Чирак». Это современная адаптация древнегреческой комедии Аристофана «Лисистрата». Действие произведения перенесено в наши дни на улицы Чикаго, женщины которого решают раз и навсегда остановить уличные разборки древним как мир способом - ну вы помните... Спайк Ли сохранил структуру комедии, а также хор и рассказчика, роль которого исполнил Сэмюэл Л. Джексон. При этом давно известный сюжет идеально прижился на почве чикагских реалий: американские СМИ не устают напоминать о том, что за последний год в Чикаго в ходе уличных разборок погибло больше народу, чем во время военных операций США последних десятилетий.
Среди картин биографических, наверное, можно выделить фильмы «Гений» и «Тихая страсть». Первый - режиссерский дебют актера Майкла Грандаджа с участием Джуда Лоу и Колина Ферта. Картина повествует о дружбе представителя так называемого потерянного поколения писателя Томаса Вулфа и издателя Макса Перкинса, открывшего миру Хемингуэя и Фицджеральда. В основу сценария лег роман Скотта Берга «Макс Перкинс: Редактор гения». Впрочем, невозможно однозначно сказать, кто был большим гением - игрок словами Вулф или имевший чутье на талант и огромное терпение для работы с людьми творческими Перкинс. Колин Ферт, как всегда, ожидаемо хорош. А вот Джуд Лоу представил совершенно неожиданный, многогранный образ человека талантливого, но вместе с тем отталкивающего, увлеченного жизнью и одновременно испытывающего перед ней страх. Одним словом, фильм стоит смотреть хотя бы ради работы Лоу.
Если «Гений» - история мужская, то «Тихая страсть» - портрет американской писательницы Эмили Дикинсон. Она входит в число величайших американских поэтов, несмотря на то что при жизни было опубликовано всего около десяти ее стихотворений из почти двух тысяч написанных. Только сейчас наследие Дикинсон начинают изучать по-настоящему. Приятно, что фильм снял британец Теренс Дэвис. Это придало картине тот стиль и легкий юмор, за которые мы любим английское кино. На главную роль режиссер утвердил Синтию Никсон, известную широкой аудитории как Миранда в сериале «Секс в большом городе». Роль Дикинсон - подарок как для актрисы, которая ничего подобного до этого не играла, так и для зрителей. Никсон досталась непростая задача создать образ «наполовину старой девы, наполовину любопытного тролля, а в сущности - смелого и «сосредоточенного» поэта, по сравнению с которым мужчины-поэты ее времени кажутся робкими и скучными», как писал о Дикинсон драматург Джон Бойнтон Пристли. И к большой чести актрисы, она сумела передать всю странность и вместе с тем цельность своей героини.

В шкуре беженца
Но есть ли тема, объединяющая все? Да, это толерантность, которая невозможна без знания истории и культуры. В каждой программе смотра, а их много, были представлены фильмы, так или иначе посвященные настоящей гуманитарной катастрофе, а именно вопросам беженцев и мигрантов. Вот и главный приз Берлинале - «Золотого медведя» - жюри во главе с Мерил Стрип вручило документальной картине итальянца Джанфранко Рози «Огонь в море». Рози прожил год на острове Лампедуза, снимая обитателей острова, которые ежедневно принимают утлые суденышки с беженцами из Африки. Объявляя победителя, Стрип отметила своевременность и важность работы Рози. Она также говорила о том, что судей поразило, насколько художественным может быть неигровой фильм. И действительно, режиссер избегает закадровых пояснений, давая зрителю возможность проживать счастливые и трагические минуты с теми, кто в кадре, размышлять и делать выводы. Все это просто необходимо ради будущих поколений в лице невероятно обаятельного 12-летнего мальчишки, который родился на Лампедузе и собирается, как и все, стать рыбаком. Там, на острове, работает правило: принимать все, что дает море. И Джанфранко Рози своим фильмом призывает изменить ситуацию так, чтобы Самуэле (так зовут ребенка), когда он вырастет, не пришлось сталкиваться с человеческими трагедиями, пришедшими со стороны большой воды.

Супервумен
В нынешнем году не только жюри основного конкурса возглавила женщина, но и в программе власть была отдана именно представительницам прекрасной половины человечества. За одну из таких картин француженка Миа Хансен-Лёве получила режиссерский приз. Героиня ее фильма «Будущее» - преподаватель философии Натали, чья сложившаяся жизнь меняется в одночасье. Уход мужа из семьи, реформы на работе и расхождения во взглядах со студентами Натали сначала переживает достаточно остро, а затем вдруг обретает во всем этом настоящую свободу. Главную роль в «Будущем» исполнила Изабель Юппер, без которой картина, наверное, была бы невозможна.
Еще одна чисто женская история - «Объединенные Штаты Любви» польского режиссера Томаша Василевского. Начало 90-х, в Германии рушится Берлинская стена, во всем мире открываются границы, а жительницы небольшого городка мечтают только об одном - быть счастливыми и обрести настоящую любовь. Спортивный тренер, директор школы и ее сестра, учитель русского и литературы - все они оказываются перед решением нравственных вопросов, а их чувства и эмоции разгораются на фоне событий мировой истории. Итог - «Серебряный медведь» Томашу Василевскому за сценарий.
А еще в Берлине были картины о том, как порой непросто женщинам даются некоторые решения, о том, что быть настоящей музой - большая работа, о жертвенности материнства и многом другом. Все эти фильмы невольно вызывают гордость и восхищение самыми хрупкими и вместе с тем самыми сильными созданиями на планете.

​Ариуна БОГДАН, специально для «УГ», Берлин - Москва