На определенном этапе профессиональной деятельности учитель решает расширить и углубить некоторые страницы изучаемого предмета. Так возникает идея элективного курса. В моем случае таким элективным курсом стала «История русской культуры». Появление курса вызвала острая проблема полного разрыва наших школьников с культурным наследием своей страны. Тем более эти вопросы стали актуальны в перспективе сдачи ЕГЭ. Элективный курс был рассчитан на 10-11-е классы.
Поскольку в основу курса были положены авторский взгляд учителя, индивидуальный подход к пониманию задач, содержания курса, готового учебника не было. Рекомендовать учащимся ту разнообразную литературу, которая подпитала учителя, нереально. Все-таки школьное обучение предполагает доступность, компактность, увлекательность изложения. Первоначально планировалось, что работа будет строиться с помощью конспектов лекций учителя, презентаций учащихся, показа иллюстративного материала (фотографий, видео) через мультимедийную аппаратуру. Но оказалось, что это неудобно. Невозможно дать задание самостоятельно прочитать материал, так как нет текста. Трудно и малоэффективно шла работа с иллюстрациями, а ведь это было магистральное направление работы - дать видеоряд и научить понимать, распознавать, видеть художественные стили, направления.
В этой ситуации моя ученица Татьяна Китайгородская сыграла главную мотивирующую роль, вдохновила на систематизацию материала и оформление его в виде учебного пособия. Невозможно не откликнуться на заказ, идущий из ученической аудитории. В процессе работы оказалось, что ученица может выполнить не только роль генератора идеи. Учебник создавался по прошествии года преподавания элективного курса в классе, где обучалась мой будущий соавтор. Поэтому у нее уже было свое видение предмета, а главное, в течение года она по собственной инициативе успела создать сборник иллюстраций по каждой теме. Прямо скажу, я положила эту идею в основу конструкции учебного пособия: вначале - теоретический материал, а затем - сгруппированные по разделам, темам, авторам изображения. Результаты работы Татьяны были включены в пособие как иллюстративный материал.
Кроме того, мой соавтор могла мне подсказать, какие темы необходимо усилить, какие изменить с точки зрения слушателя. Очень важно и продуктивно для учителя - услышать не только свой голос на уроке, но понять, как поданный материал воспринимают ученики. Так, по совету моей ученицы я включила в раздел «Культура на рубеже XIX-XX веков» самостоятельные главы о Михаиле Врубеле и Валентине Серове. А ее интерес к этим художникам имел свою предысторию, которая начиналась в семье. У талантливой ученицы оказалась талантливая мама-дизайнер, которая по заказу своей дочери выполнила обложки обеих частей учебника: они близки по композиции и оформлению, что усиливает ощущение целостности курса.
В течение учебного курса мой соавтор неоднократно выступала с сообщениями по теме перед аудиторией. Она всегда старалась сама разобраться во всем и сделать материал не только правильным с точки зрения содержания, но и увлекательным для класса. В итоге из этих докладов родились главы учебника о Феофане Греке и Василии Баженове.
Таким образом, за период летних каникул появилось новое учебное пособие - «История русской культуры» (IX - начало XX века). Часть 1. 10 класс». К сожалению, вторую часть пришлось создавать самостоятельно, поскольку соавтор окончила школу и поступила в Высшую школу экономики. Но силы вдохновения, идущего от Татьяны Китайгородской, хватило и на вторую книгу. Сегодня уже третье поколение нашего лицея держит в руках учебник, на обложке которого по праву стоят две фамилии - учителя и его ученика. Завершив эту работу, я как учитель открыла для себя очень важную истину. Счастье заниматься одним делом с человеком, который увлечен тем же, что и ты. Счастье вдвойне, если это ты зажег этот интерес. Когда такие ученики оканчивают школу, пустого места не остается, они обязательно оставляют продукт совместного творчества, который продолжает дарить радость и стимулировать к новым поискам.

​Валерия АТРОЩЕНКО, учитель истории и обществознания лицея №64 города Краснодара