Когда в Обнинской свободной школе начинала свою работу студийная открытая группа «Наша мастерская», у многих коллег возникал закономерный вопрос: зачем проводить занятия с детьми, у которых нет особых проблем в сфере обучения, нет явных поведенческих или эмоциональных расстройств? Но руководство школы и школьные психологи были согласны с тем, что многим, даже практически здоровым, детям, которые находятся в сложной по воздействию школьной среде, необходимо переключение с занятий научными дисциплинами на занятия свободной художественной деятельностью, так как это способствует уменьшению перегрузки детей, помогает возвратить душевное равновесие.
В терминологическом аппарате педагогики все чаще и чаще  понятие «терапия» понимается не только как лечение, но и как забота, уход. Это значит, что нужны взрослые, которые будут внимательны ко всему, что происходит в жизни ребенка, к его потребностям, страхам и переживаниям. Они будут находиться рядом, не критикуя, не исправляя, не воспитывая, а просто помогая.

Цель создания открытой студии-мастерской в пространстве школы - комплексное психопрофилактическое и развивающее воздействие.

Психопрофилактические задачи: развитие навыков коммуникации, способности к самостоятельному принятию решений и проявлению инициативы, навыков психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций, формирование положительной самооценки, реализация творческого потенциала, способствование более успешной адаптации к школе и социуму.

Развивающие задачи: усвоение детьми опыта творческой активности, развитие сенсомоторных навыков, развитие креативности.
Наша студия призвана стать безопасным местом, куда можно приходить по своему желанию, находить работу по душе или возможность общаться и получать ответы на свои вопросы, где можно оставаться самим собой со своим жизненным опытом и багажом переживаний. Акцент в работе студии делается на самоисцеляющую силу творчества и на творчество как важнейший механизм приспособления, позволяющий ребенку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле.

Студию для проведения наших занятий мы оборудовали на базе этнографического кабинета. Это светлый и просторный кабинет, есть три больших стола, стулья, лавки вдоль стен. Лежат красивые половики, которые позволяют свободно устраиваться на полу. Дети с готовностью используют богатые возможности студии, творчески организуя свое пространство, чередуя изобразительную работу с игрой и взаимодействием друг с другом.
Вдоль стены были установлены стеллажи для хранения художественных материалов и детских работ, магнитофон. Для начала были приобретены необходимые художественные материалы. Надо отметить, что создание арт-терапевтического пространства на такой своеобразной базе, как этнографический кабинет, сильно повлияло не только на расширение ассортимента изобразительного материала, но и на создаваемые образы, на сам творческий продукт. Но цель и задачи работы группы остались неизменными.
«Мастерская» работает 4 раза в неделю во внеурочное время. Посещать такую студию может любой желающий, ребенок или взрослый. Наиболее активными участниками на начальном этапе работы были ученики младшей школы. Но за пять лет и старшеклассники стали ценить творческое и в то же время безопасное пространство, которое можно использовать для решения различных проблем.
Первоначально дети, посещая кабинет, старались общаться исключительно с ведущим, так как общение со сверстниками часто выливалось в ссоры и конфликты. От ведущего требовали организовать работу так, чтобы она напоминала обычный урок с определенной темой и заданием, участникам было тяжело и непривычно работать в условии свободного выбора. Но в дальнейшем ситуация поменялась. Дети стали больше доверять друг другу, появились пары и группки, которые имеют общие интересы. Ребята легко переходят от индивидуальной к групповой работе и наоборот.
Хочется несколько слов сказать о формировании безопасного пространства. Мы делаем акцент на использовании недирективного подхода, который предполагает значительную спонтанность в поведении участников. Но работа в неоднородных по своей структуре детских группах бывает очень динамична и при недостаточном контроле ведущего может привести к деструктивным действиям детей. Создание групповой культуры - вот одна из основных задач ведущего. Необходим гибкий подход к степени директивности, так как импульсивные проявления часто требуют более жесткой структурированности деятельности.

Обычно арт-терапевтическая работа предполагает широкий выбор материалов. Наш кабинет также оснащен различными художественными материалами: акварельными и гуашевыми красками, карандашами, фломастерами, мелками, бумагой разных цветов и форм. Недирективный подход в арт-терапии - это возможность ребенка переходить от одной формы работы с материалами к другой только по мере внутренней потребности и готовности принять новый опыт. Ребенок может выбирать одно и отвергать другое, он может творить и разрушать. Через игру, через использование различных материалов он может выразить все накопленные чувства напряжения, фрустрации, беззащитности, агрессии, замешательства, запутанности. Именно такое мягкое и безопасное «собирание» эмоциональных проявлений востребовано в современной школе, где ученики вовлечены в достаточно жесткий оценочный процесс обучения.

Особое место в работе занимает текстиль. Я уже сказала о своеобразном территориальном местонахождении арт-терапевтического пространства и о влиянии на работу студии арт- и этнообъектов, представленных в этнографическом кабинете. Это позволило ввести новые художественные практики, в которых очень активно участвуют наши дети. Новая группа практик включает вышивание, плетение, вязание, создание текстильных и этнических кукол. Работа с такими материалами имеет выраженный тактильный компонент, затрагивает темы интеграции и объединения, способствует концентрации и снятию напряжения.

Популярный аспект работы мастерской - игровая деятельность и возможность создания своей самодельной игрушки. При этом мы стараемся  дать возможность не только получить определенные тактильные ощущения, но и понять символизм текстильных материалов, заложенный нашими предками в сказках, легендах и древних мифах. Такая работа часто приводит к спонтанным театрализованным действиям, когда ребята разыгрывают тут же придуманные сказки, используя те объекты, что сделали сами, или те, что находятся вокруг них. Интересно, что если первоначально все сделанные во время сессии работы дети забирали домой, то в дальнейшем они стали участвовать в активных играх на переменах, превратились в объекты обмена и дарения.

Мы видим, что «мастерская» вызывает у детей неослабевающий интерес. Это доказывает и возросшее количество участников встреч: от 2-5 человек на начальном этапе и до 10 сейчас. Бывают дни, когда на одном пространстве прекрасно уживаются 15 и более человек. Важно и то, что взаимоотношения с ведущим во время работы группы, сохраняя свою значимость, отступают на второй план. Ребята уделяют больше внимания творческой деятельности и общению со сверстниками. Дети стали больше общаться вне кабинета, встречаясь на переменах и во внеурочное время. Они открыто проявляют свой творческий потенциал - создают самодеятельные спектакли с рукотворными куклами, участвуют в школьных арт-проектах, с удовольствием учат своих друзей и близких всему тому, чему научились сами. Дети смело участвуют в городских и областных выставках, а кукольная композиция «На златом крыльце сидели…» побывала на фестивале в Санкт-Петербурге.
Конечно, успешная интеграция работы открытой арт-терапевтической студии в школьных условиях возможна только тогда, когда существует тесный контакт и сотрудничество арт-терапевта со школьными работниками и родителями. А также если школьная администрация понимает своеобразие арт-терапевтического подхода, знает о том, зачем он нужен школе.


Библиографический список
1. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб, Лань, 1999.
2. Копытин А.И. Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. Москва. Когито-Центр, 2010.
3. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. 2000, №9.
4. Мун К. «Материалы и средства в арт-терапии» // «Исцеляющее искусство», №4, 2011.
5. Роджерс Н. Путь к цельности: человек - центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии, 1995.
6. Хилл А. Изобразительное искусство против болезни, Лондон, 1945.
7. Case C. Dalley T./ The Handbook of Art Therapy. London, Tavistock and Routledge. 1992.
8. European Consortium of Arts Therapies Education. Directory of  European training courses. Paris, Rene Descartes, Universite, 2005.
9. Moriya D. Art therapy in schools/ Ramat Hashron. Turbo, 2000.
10. Woods D. Drawings. London Dent, 1987.

​Ольга ПОСТАЛЬЧУК, художник, практический психолог, член Российской арт-терапевтической ассоциации, Обнинская свободная школа, Калужская область