Конечно, столь высокая оценка необычайно лестна, но действительность, на мой взгляд, гораздо более разнообразна. Я бы сказал, что смотреть надо не столько на страну, в которой находится детский сад, сколько на программу, по которой он работает. Если говорить про зарубежный опыт, то до сих пор вне конкуренции остаются идеи Марии Монтессори и вальдорфской педагогики, но свои оригинальные разработки есть и в России, например, знаменитая «Радуга». Цель у лучших программ одна: обеспечить ребенку максимальный комфорт.  
Многие, наверное, помнят, что, когда детский сад был объявлен самостоятельным  уровнем образования, сторонники тотальной стандартизации тут же заявили о необходимости ввести итоговую аттестацию для выпускников-дошколят. К счастью, здравый смысл победил, и ключевую роль здесь сыграл Александр Асмолов, который отметил, что детский возраст самоценен, сад - не место для подготовки к школе, ребенок должен «выиграться».  Так что теперь у нас даже в законе записано, что по завершении дошкольного уровня образования никакой итоговой аттестации быть не должно. Поэтому если смотреть с формальной точки зрения, выходит, что «дошкольное» законодательство у нас действительно одно из лучших в мире.
Однако если детский сад - это самостоятельный уровень образования, нам все же придется решить, как оценивать его качество. И тут стоит обратить внимание на международный опыт, где принимается в расчет не уровень самих дошкольников, а среда: содействует она развитию ребенка или мешает? Одну из таких методик оценки среды изучает Московский городской педуниверситет, и на одном из последних вебинаров нашего тренингового центра коллеги подробно рассказали о том, что у них выходит.  В частности, они интересовались у воспитателей, предусмотрено ли в детском саду место для уединения ребенка, может ли он отказаться от еды, которая ему не нравится, лечь спать в разгар игры, если вдруг начало клонить в сон, или, напротив, не спать, когда положено. Опрос показал, что пока еще далеко не все воспитатели признают за ребенком право на самостоятельные поступки и решения. Хотя именно это - возможность побыть одному, не есть то, что не нравится, спать и бодрствовать, когда хочется, - и является показателем комфортной среды детского садика.
Очевидно, что и в системе обучения воспитателей надо что-то менять. Не трогая блестящую прикладную подготовку (Нико ван Оуденховена, например, восхищает то, как наши воспитатели замечательно рисуют, лепят, какие чудесные поделки готовят вместе с детьми), добавить больше возрастной психологии и педагогики. Только комплексная работа с теорией, практикой и исследованиями и может сформировать педагога нового типа. И тогда наше лучшее в мире дошкольное образование, возможно, станет самым лучшим.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.