Настоящий междисциплинарный
Как отметил главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец, для того чтобы сориентировать подрастающее поколение в современной экономике и научить разумно распоряжаться финансами, совсем не обязательно вводить в программу новые предметы. Именно поэтому жюри конкурса «Учительской газеты» обращало самое пристальное внимание на то, как педагоги находят в своих предметных областях, порой совершенно не связанных с экономикой, потенциал для разговора о финансово-экономических проблемах. И если это удалось учителю, значит, он понимает, что такое настоящий междисциплинарный подход к подаче учебного материала.
Естественно, наибольший интерес конкурс вызвал у учителей обществознания, ведь часто экономические вопросы затрагиваются именно в этом школьном курсе. Так, в числе 30 победителей оказались 9 обществоведов, причем двоим удалось показать себя и в рамках учебно-методических разработок по истории, а работа Ляйсан Шагабиевой из гимназии села Большой Сардек Республики Татарстан даже заняла в «исторической» номинации первое место.
Причем именно Республика Татарстан стала рекордсменом по количеству учителей - лауреатов конкурса: 8 победителей и два первых места! И это не случайно, ведь, как отмечают конкурсанты из этого региона, система образования в республике нацелена не только на подготовку конкурентоспособной молодежи, но и на поддержку и развитие заинтересованных в профессиональном росте педагогов.
Всего же в редакцию «Учительской газеты» из 25 регионов страны пришло более 200 работ учителей как начинающих, так и уже умудренных опытом. Авторов лучших из них пригласили на церемонию награждения победителей в Министерство образования и науки РФ.
Грамотность и добросовестность
Чествуя победителей конкурса, первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк поблагодарила педагогов за их смелость и желание помочь молодежи не повторить ошибок, которые часто совершались во времена широкого распространения финансовых пирамид и общей нестабильности 90-х, ведь все действия людей тогда диктовались доверчивостью на фоне тотальной финансовой неграмотности...
Но для того чтобы решить эту важную задачу, педагогам самим нужно обладать весьма обширными знаниями. Об этом задумывались и разработчики заданий конкурса, намеренно широко очерчивая круг подходящих для изучения проблем: от простого на первый взгляд понятия доходов и расходов до инвестиционного климата страны, от кредитов и вкладов до набирающей вес темы электронных денег... Но на самом деле - и крупные проблемы, и узконаправленные вопросы - все имеет значение, когда речь идет о воспитании молодого поколения в традициях обдуманного и взвешенного отношения к ресурсам. И основа отношения к ним, которую стоит воспитывать у современной молодежи, - это бережливость и ответственность. И конкурсанты уловили эту идею...
- На мой взгляд, очень важно не отделять от понятия «финансовая грамотность» понятие «добросовестность», - поделилась своими соображениями молодой учитель литературы школы №3 Мясниковского района Ростовской области, но уже победитель конкурса в номинации «Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой грамотности для учеников старших классов (8-11) на уроках литературы» Анна-Розалия Чепикова. - Мне было важно, чтобы дети после урока вынесли для себя пусть какие-то бытовые, обиходные, но важные суждения о добросовестном поведении в сфере экономики.
На победу Анна-Розалия Вячеславовна, честно признается, едва ли рассчитывала: всего второй год в школе, до высот методической мысли умудренных опытом коллег еще далеко, поэтому просто описала то, что делает на одном из уроков по гоголевским «Мертвым душам», ведь там у многих персонажей своя стратегия экономического поведения. И этого хватило, чтобы на материале одного литературного произведения показать связь нескольких дисциплин. Но молодой педагог уже задумывается: а вот если бы и коллег-математиков позвать, получилось бы еще интереснее!

И вдруг удача!
Междисциплинарный подход, которым пронизана идеология конкурса, действительно может потребовать работы слаженного педагогического тандема. Так, обществоведы пензенского финансово-экономического лицея №29 Екатерина Черкасова и Константин Уланов, не раздумывая, вместе взялись за один проект. Профиль школы и наличие углубленного курса в старшем звене обусловили его чисто экономическую направленность, а прошлогодний опыт совместной работы в рамках городской акции «Бюджет города» предопределил успех: Екатерина Сергеевна как начинающий педагог подготовила содержательный базис, а методологическое совершенствование легло на плечи многоопытного Константина Николаевича, который к тому же еще и директор школы. В итоге заслуженное «серебро»!
Не менее успешное «серебряное» выступление оказалось у учителя математики «Независимой школы» города Петрозаводска Ирины Соболевой и ее ученика, а теперь тоже учителя математики Алексея Доронина. Правда, Алексей Владимирович учит столичных школьников в гимназии №1520 им. Капцовых, но от Москвы до Карелии рукой подать, если с родными местами остались прочные связи.
- У нас так сложилось, что мы все время друг другу помогаем, - рассказала Ирина Владимировна. - Когда-то я ему помогала, а теперь он мне: рассказал о конкурсе, решила принять участие...
Пусть этот конкурс «Учительской газеты» еще очень молод, но он уже начинает обрастать своими традициями и легендами. Пока конкурсанты беседовали, выяснилось, что в нем участвовали и побеждали даже учителя года! А трое победителей конкурса, причем все из разных мест, вдруг как один вспомнили, что сначала и не поверили в свою победу... И вдруг такая удача и высокая оценка от «Учительской газеты»! А ведь это так важно, чтобы среди привычного хода школьной жизни педагог, не важно, молодой специалист или тот, кто уже не один десяток лет у доски, мог услышать, что все делает правильно.

NB! В ближайшее время работы победителей конкурса лучших учебно-методических разработок учителей по преподаванию основ финансовой грамотности будут опубликованы и доступны для ознакомления.

Только на сайте «УГ»!
Первые впечатления участников конкурса и полный список победителей по адресу:
http://ug.ru/news/17871/.

Статфакт

В числе победителей конкурса педагоги из 13 регионов страны, включая Архангельскую, Волгоградскую, Кемеровскую, Липецкую, Московскую, Оренбургскую, Орловскую, Пензенскую, Ростовскую и Тюменскую области, Ставропольский край, республики Карелия и Татарстан, Москву и Санкт-Петербург.

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)