Ирина Д., преподаватель математики, Екатеринбург:

- Я помню каждую поставленную мною двойку. Их было немного (практика школьной работы у меня пока тоже небольшая), но они все-таки были. Я считаю, что, оценивая знания ученика как неудовлетворительные, мы констатируем их полное отсутствие, и значит, это оценка не только ребенку, но и педагогу. Это же надо постараться ничему не научить! Но и такое тоже случается: расписываемся в собственных недоработках, неспособности хоть что-то вложить в детскую голову.

Ольга ГЕРМАНОВА, учитель музыки, заместитель директора по воспитательной работе средней школы №3, Петрозаводск:

- Я стараюсь не доводить до этого ситуацию. Не люблю, когда коллеги с легкостью выставляют колонки двоек. Редко, но и у меня двойки бывают. Для меня это сигнал проанализировать ситуацию, почему так получилось, что я сделала не так. Сама страдаю от этого больше, чем ученики. Двойку ставлю, только если это будет иметь результат. Отметку заношу сначала в дневник и определяю с ребенком срок пересдачи, обязательно в ближайшее время, чтобы не затягивать. Обычно до выставления оценки в журнал дело не доходит. Мои дети часто удивляются тому, что я их вроде бы и не заставляю учиться, а отметки у них все равно хорошие. Я же отвечаю, что все правильно, лучше я заставлю потрудиться на пятерку, чем будем исправлять двойки.

Дарья КУРЕНКОВА, учитель английского языка школы № 34, Воронеж:

- Иногда бывают такие случаи, но нечасто. Считаю, что двойка - это не выход, она не мотивирует ребенка к усиленному изучению предмета, а лишь ухудшает его настроение и собственную самооценку. Поэтому я стараюсь не ставить двойку, а дать дополнительное задание, которое будет по силам именно этому ученику, чтобы он смог его выполнить и получить более высокую оценку, хотя бы тройку. Прежде всего должна быть мотивация, а если я его «задушу» двойками, он может не захотеть учиться совсем.

Маша СОЛОВЬЕВА, десятиклассница, Новгородская область:

- Моя мама говорит, что в ее детстве учителя не ставили в журнал двойки, а только точки - и ученик имел возможность исправить оценку. И в то время в начальной школе вообще не было двоек. А нам ставят двойки очень легко с первого класса. И ученики теряют интерес к учебе. Если по алгебре ты сделал два задания из пяти - поставят двойку. Это несправедливо. Мама говорит, в ее время двойку ставили за ноль решенных примеров.