В начале совещания секретарь средней школы №51 Татьяна Казанова продемонстрировала увесистую стопку бумаги формата А4. Оказалось, что это скриншоты электронной почты школы за январь. С учетом того, что январь наполовину праздничный месяц, нетрудно представить, сколько запросов поступает в школу в другое время…
Как поведали директора, больше всего на школьную электронку пишут органы управления образованием, которые одну и ту же директиву или один и тот же запрос могут дублировать трижды - письмом из департамента образования области, из управления образования города и письмом из отдела образования района. Запрашивают информацию не только руководители органов управления образованием и их заместители, но и многочисленные специалисты.
Содержание запросов самое разное - от требования предоставить традиционную статистическую отчетность до выяснения таких «эксклюзивных» сведений, как, например: сколько учеников ездит на электричках или какие блюда и напитки хотели бы получать дети в школьных столовых. Со своими запросами и письмами в школу обращаются прокуратура, военный комиссариат, Красный Крест и так далее и тому подобное. И всем нужно отвечать. И все, как правило, просят направлять ответы в двух видах: по электронке и на бумажном носителе…
Директор средней школы №28 Михаил Хуторецкий сообщил, что один из его заместителей «сидит на отчетах вместо работы с детьми». Ему эмоционально вторил директор лицея №2 Александр Шаповалов: «Раньше мы, директора, посещали уроки. Теперь не можем этого делать. Наши заместители не могут посещать уроки из-за бумаг. Учителю бумаги мешают работать с детьми!»
Директор Хохольского лицея Анатолий Дорош в качестве варианта решения проблемы предложил вернуться к электронной системе «Монолог», которую несколько лет назад в семи районах в тестовом режиме запустил Департамент образования, науки и молодежной политики области. Эта система, по словам Анатолия Андреевича, позволяла всю необходимую информацию об образовательных организациях черпать на их сайтах в Интернете.
Со своей стороны председатель обкома профсоюза Тамара Бирюкова рассказала, что в Москве уже давно всю необходимую им информацию чиновники получают с сайтов школ. Такова установка руководителя Департамента образования города Исаака Калины. Чиновники имеют право запрашивать до 20 процентов дополнительной информации, но только после согласования с самим Калиной.
Но у школ есть хоть какая-то возможность для маневра. Это все-таки большая организация, и бумажную волокиту можно на кого-то переложить. А что делать простому учителю, который ночи напролет вместо сна готовит различную, мягко говоря, странную документацию? Объем отчетности уже достиг таких размеров, что перерос в фактор, отпугивающий от работы в школе молодежь. Начинающие педагоги впадают в состояние шока, столкнувшись с обилием бумаг. «Учителю нужен секретарь!» - звучало на Школе молодого педагога, прошедшей в прошлом году. Ведь, как сказал один из участников, «заполнять приходится и бумажные дневники-журналы, и электронные, а теперь еще и за школьную медиацию отчитываться - и так каждый год. Количество бумаг и обязанностей только прибавляется…».
Если мы уж начали приводить примеры, как в других регионах пытаются решить данную проблему, уместно будет упомянуть опыт Белгородчины. Там еще в 2013 году департамент образования подготовил приказ об исчерпывающем перечне отчетов, предоставляемых педагогическими работниками образовательных организаций.
По итогам прошедшего совещания обком профсоюза подготовит предложения в Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области.