Чем может быть интересен Закон «Об образовании в Российской Федерации» школьникам? На этот вопрос помогла ответить книга Игоря Реморенко «Закон об образовании в Российской Федерации» - версия для тех, кто не любит читать законы, но и не хочет их нарушать», изданная в серии «Дети в Законе» издательством «Эврика» в 2013 году.
Книга о законе написана легким, доступным, почти веселым языком. Поэтому детям ее хочется читать. При этом все основные позиции закона объяснены точно, просто и даже с юмором. При первом знакомстве детей с книгой о законе оказалось, что школьников заинтересовали их собственные права, обязанности и ответственность. Заметьте, не то, как их право на образование должны обеспечивать государство и школа, а их собственные права и обязанности. При подготовке к школьной дискуссии это и стало предметом детального изучения.
Организаторы дебатов - заместитель директора гимназии №1538 Ирина Галкина и учитель истории и обществознания Михаил Аникеев - оказались очень зоркими, определив в качестве темы дискуссии права и обязанности обучающихся, грамотно подготовили и организовали полемичное обсуждение границ прав, обязанностей и ответственности учащихся, школы и родителей. Более того, вышеупомянутая книга о законе послужила хорошим методическим руководством к проведению дебатов. Михаил Игоревич в ходе подготовки дебатов шутливо кинул реплику, что у книги есть один недостаток - «ее мало». После уточнения оказалось, что в библиотеке гимназии нашли единственный экземпляр - тираж маловат, и педагогам пришлось делать ксерокопии, для того чтобы охватить материалом всех участников. В качестве материала для дебатов разработчиками были отобраны статьи 33-34, 43-44 главы 4 «Обучающиеся и их родители (законные представители)». Удачной находкой в подготовке дебатов оказалось именно наличие объяснительной версии закона (та самая книга Реморенко) для неподготовленных читателей, поскольку доступным языком она излагала основные законодательные позиции и способствовала постановке вопросов и завязыванию диалога.
Книга о законе помогла организаторам дебатов выстроить маршрут приближения детей к знакомству с текстом закона. Ирина Галкина и Михаил Аникеев готовились к дебатам поэтапно - подготовка старшеклассников к дебатам на основе чтения объяснительной версии закона, а сами дебаты проводили непосредственно по тексту ФЗ-273 «Об образовании в РФ». Очень любопытный тактический план действий разработали педагоги митинской гимназии и двигались по тематическим вопросам для обсуждения. Кто такие обучающиеся? «Школьники и те, кто посещает кружки или секции» - так трактует книга Реморенко. Какие у школьников есть основные права? Школьники на этапе подготовки стали читать и размышлять, и каждый выбрал самое важное для себя. Выбор учиться самому (дома) или в школе. Выбор школы, в которой хочу учиться. Оказывается, есть право создания особых условий для обучения, если человек болен или, например, инвалид. Большой резонанс вызвало право на обучение по индивидуальному учебному плану, отличному от планов обучения всех остальных, но при условии порядка, который описан в уставе школы. Большинство остановились на уважении человеческого достоинства, свободы совести и выражения собственных взглядов. Но уже при подготовке дебатов оказалось, что при этом надо также уважать права других и придерживаться правил школьной жизни, установленных уставом. Большой интерес вызвало право участвовать в управлении школой в соответствии с правилами ее устава. А еще много прав, связанных с участием в конкурсах, олимпиадах и фестивалях, пользованием учебниками и библиотекой, которые предоставляются бесплатно. Точнее, за них платит государство. Нет ничего бесплатного, ведь важно различать и понимать, что оплачивается из бюджета государства, а что может быть оплачено из бюджета семьи. Ведь школа и семья - партнеры по обеспечению образования, но при этом семья имеет преимущественное право, как сказано в законе. Упоминания об уставе школы привели к понятию обязанностей обучающихся. И в объяснениях статьи 43 ученики прочитали, что учащиеся имеют обязанности «добросовестно учиться, ходить на занятия и выполнять домашние задания, выполнять требования устава и правил внутреннего распорядка, заботиться о своем здоровье, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, не портить мебель и другое имущество». Неужели все это написано в законе? И дети стали читать непосредственно статью 43 ФЗ-273. И оказалось, что наибольший интерес вызвали пункты, касающиеся мер дисциплинарного взыскания, а значит, ответственности.
Легкий стиль изложения книги о законе позволил выстроить предмет разговора и замотивировать ребят на интерес к теме дебатов - правам, обязанности и ответственности обучающихся, и к закону об образовании в целом. Живая дидактика образовательного права, вероятно, еще будет формироваться, но то, что книгой Реморенко внесен значимый вклад, - это факт, так сказать, исторический.
Итак, дебаты «Дети в Законе». Все готово. На экране - презентация и видеоролик. За круглым столом - 25 гимназистов 10-11-х классов, родители и учителя. У всех на столах Конституция РФ, ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», файлы с распечатками извлечений из закона и вопросы к ним. За стойкой ведущего бессменный руководитель дебатов, всеми любимый школьный учитель Михаил Аникеев. С фотоаппаратом в руках - вдохновитель дебатов Ирина Галкина. В качестве внимательных слушателей директор гимназии Наталья Мухина и члены администрации. Когда в зал вошел долгожданный автор книги о законе - ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко, дети... сильно удивились. Гость опрокинул все стереотипы даже на уровне ожиданий! Они ждали ректора! А увидели умного, современного человека, одетого неформально, как говорят, в стиле casual, который спокойно раскрыл свой гаджет и начал рассказывать о том, как писался закон об образовании, одним из разработчиков которого и был уважаемый гость, как его обсуждали в Интернете, затем анализировали более 9000 поступивших замечаний, как вносились изменения, как возникла идея написать книгу в стиле разъяснений «для чайников». Действительно, сложный для детей язык закона делает его непонятным и потому нечитаемым и непочитаемым. А ведь он обеспечивает детское право на образование. Слушать Игоря Реморенко школьникам было страшно интересно, потому что он совершенно изменил риторические ожидания и намерения, многократно усилив и развернув текст закона к детям. Дети действительно погрузились в закон и оказались совершенно в теме - в законе!!! Во-первых, впервые в своей жизни они открыто говорили о своем образовательном праве с одним из разработчиков закона, а во-вторых, они впервые в жизни видели живого ректора университета, который оказался, на удивление, молодым и очень продвинутым! Когда взрослые умеют объяснить сложные явления, могут помочь разобраться в трудных для понимания вопросах, которые касаются тебя лично, но при этом лично тебя не задевают, это дорогого стоит. В общем, автор книги о законе вызвал у ребят самые высокие признания - «респект и уважуха». А что же в разговоре о законе оказалось самым важным и острым?
Сегодняшние школьники на первое место поставили признание своего мнения и уважение к своему человеческому достоинству. То, о чем они догадывались, оказалось, было подтверждено законодательно! Очень бурную реакцию у ребят вызвал пункт 4 статьи 34, где говорится о том, что обучающийся имеет право по своему выбору и усмотрению посещать мероприятия, не предусмотренные учебным планом, и что привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается! Здесь вступил хор учителей старой закалки о плане воспитательной работы, и все вместе пытались найти правильный ответ. А он кроется в том, что сегодня, оказывается, мотивы и механизмы построения школьной жизни должны быть иными - новыми! И что старые механизмы не действуют, от них рано или поздно придется отказаться вовсе. А в поиске ответа на вопрос запрета на использование труда школьников сами участники без хорошего поводыря могли и вовсе зайти в тупик. Очень помог Игорь Михайлович, который разъяснил эту позицию закона. Он также деликатно напомнил всем участникам, в том числе учителям, о том, что, поскольку образовательная организация обладает автономией и самостоятельностью в своих решениях и, кстати, сама разрабатывает и утверждает образовательную программу того или иного уровня в соответствии с ФГОС, то она имеет право внести в образовательную программу обязательность привлечения к труду, обосновав это образовательными целями и моральными воспитательными ценностями. Игорь Михайлович привел уникальный пример об опыте в школах Якутии, где в условиях вечной мерзлоты каждый ученик обязан добывать и приносить в школу кубик льда (определенного размера в соответствии с возрастом), помещать его в специальные емкости, где лед превращается в воду, и таким образом совместным трудом обучающихся обеспечивается питьевой режим школы. Региональный компонент, с одной стороны, с другой - трудовое воспитание. От такого оглушительного примера притихли многоопытные учителя и совсем неопытные ученики.
Самый острый вопрос - о том, что законодательно разрешено применение отчисления обучающегося за неоднократное совершение дисциплинарных проступков (п. 4-8 статьи 43). Страсти могли бы разгореться, если бы можно было отступить от статей закона в рассуждениях о механизмах отчисления тех школьников, которые учиться не хотят, не могут или мешают другим, хоть были бы и единодушны дети, их родители и учителя. Мнение профессионального эксперта было услышано, ведь все ученики обладают равными правами! И уж коль изначально шел разговор об уважении и признании каждого ребенка и его права на образование, его собственного мнения и достоинства, школьники, родители и учителя задумались о том, что не все так просто в школьной практике, как, впрочем, и в самой жизни. И что теперь вопрос в другом - как создать условия, чтобы каждый ученик (который на первый взгляд не может или не хочет учиться) мог освоить программу и выполнить свои обязанности и ответственность в соответствии с данным ему государством и обществом образовательным правом...
По итогам дебатов взрослые (педагоги и члены администрации) размышляли. Для чего сегодня обсуждать закон об образовании с детьми? Ведь он уже принят, его надо исполнять. Это верно. Но для того чтобы все участники образовательных отношений могли грамотно его исполнять, его надо как минимум читать, знать и грамотно применять. Незнание закона, как известно, не освобождает от его исполнения. Может быть, новое поколение должно формировать свою правовую культуру, начиная со знания образовательного права, позволяющего осознать себя как гражданина правового государства? Важная отличительная особенность нового времени - открытость образования, доступная возможность для каждого участника принимать участие и выражать свое личное, осмысленное гражданское отношение. Оно начинается с осмысления базового гражданского права - на образование. Невозможно выстроить новую школу, если в ней нет открытого диалога. А диалог возможен там, где есть предмет обсуждения, участия и соучастия в демократическом образовательном пространстве.
Знаете, несмотря на возможные недостатки и естественные шероховатости этой школьной дискуссии, мне показалось, что она блестяще задумана и организована. Как эксперт могу убежденно сказать, что сегодня, к сожалению, правоприменительная практика реализации образовательного законодательства даже на уровне образовательных учреждений отстает от требуемых норм. Что уж говорить о правовой культуре школьников и их родителей. Школа, однако, в полной мере поднадзорна в части исполнения своих компетенций, обязанностей и ответственности. А вот родители, как показывает практика, довольно часто выходят за рамки своего «преимущественного права». Кстати, сегодня это процесс односторонний. У школы как исполнителя образовательной услуги гораздо больше поднадзорных структур, чем у родителей - получателей образовательной услуги. Общественно-государственное управление, участие родительского сообщества в управлении и вообще участие родителей в образовательном процессе должно начинаться с правового минимума в части осознания прав, обязанностей и ответственности обучающихся, родителей (законных представителей). Школа и родители должны быть в партнерских отношениях. Патернализм потребительских ожиданий от школы постепенно необходимо осветить светом знания законодательства всеми участниками образовательных отношений. Но именно школа в рамках государственно-общественного управления в силу своей открытости должна взять на себя общественное руководство по установлению диалога с родителями в вопросах просвещения в части образовательного права. Возможно, со временем сформируются новые общественные институты правового воспитания семьи, но пока именно школа является реально действующим институтом образовательного права. Конечно, семья и школа станут настоящими образовательными партнерами. Тогда и будет реализована поистине величественная по своему замыслу законодательная позиция - «родители обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей». И реализовывать они это право должны в полной мере компетентно и ответственно, потребительски не ожидая от школы исполнения образовательных прав, а ответственно исполняя свои преимущественные обязанности.
Регламент школьных дебатов был исчерпан, а вопросов оказалось больше, чем полученных ответов. Но лиха беда начало. Ведь теперь всем и закон доступен, и «версию для чайников» для повышения мотивации к чтению можно раздобыть в Интернете. Да, впрочем, в любой умной дискуссии поставленные вопросы важнее найденных ответов. Главное - поиск истины в процессе самопознания, главное - те узелки памяти, которые помогут детям стать грамотными гражданами. Ведь там, где начинается образовательное право, там начинается гражданин! И ДЕТИ В ЗАКОНЕ станут ДЕТЬМИ ЗАКОНА, дающего право на образование в течение всей жизни!