И за все это заплачено!

Творческое сотрудничество школы и Государственного мемориально-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С.Пушкина «Михайловское» - одна из программ, осуществляемых вместе с попечительским советом.

Никто не поможет школе, кроме нее самой

Конечно, можно сказать: «Ну это же необычная школа, родители здесь богатые. У них и возможности, и запросы другие...».

Давайте перелистаем странички истории и заглянем в 1992 год. Что было тогда, каждый из нас прекрасно помнит: падение «империи», разрыв складывавшихся десятилетиями связей, инфляция, кризис в промышленности, разрушение социальной системы, обнищание...

В те времена, когда каждый мог надеяться только на себя, администрация 548-й московской школы решила: нужно создать попечительский совет, иначе не выжить.

Именно поэтому, когда сегодня я спрашиваю у директора Центра образования «Царицыно» Ефима Рачевского, чем вызвана необходимость создания попечительского совета, его ответ до предела лаконичен и прост: «Скудостью ресурсов, исключительно этим».

Он 30 лет в образовании. Каждый год из 30 прибавляет в его сознание, как он говорит, «порцию здорового цинизма и критического нигилизма». Суть этого тезиса связана с тем, что школе, кроме самой школы, в этом мире никто не поможет. Ефим Лазаревич подчеркивает, не в стране, а в мире: если мы возьмем успешные государства, то школа относительно других структур находится там на периферии государственных интересов.

Инвестиции в школу - инвестиции в будущее

Недавно многие из нас внимательно вслушивались в послание Президента России Федеральному Собранию и ждали, когда же он заговорит об образовании. Ефим Рачевский не ждал. Он, в самые трудные времена проживший без существенной помощи государства, вытянувший школу на самый, может быть, высокий уровень, имеет право сказать: «Для меня это не столь важно».

И поясняет этот нигилизм так: довольствоваться скудным вниманием государства к делу, которым ты занимаешься, будь то образование, медицина или нефтедобыча, - не профессиональная позиция. Любой профессионал хочет быть конкурентным в своей отрасли.

Попечительство - это «опека школы как социокультурного ядра общества». Именно так директор определяет главную функцию своего детища. Спустя годы после старта, пройдя период становления, пережив определенные волнения за судьбы этого совета, Рачевский уверен, что сейчас для этого нового пока еще явления в образовательной среде складываются все благоприятные факторы.

Могут возразить. «А как быть школе в сельской местности или в каком-нибудь маленьком городишке, где люди остались без работы и для них каждое вложение в благотворительных целях бьет по карману?»

Все в данном случае относительно. Допустим, в сельской школе течет кровля. Для ее ремонта нужны деньги на два листа железа или само это железо. Пусть попекутся об этом люди, которые заинтересованы в том, чтобы на головы их детей не капала вода, и поищут ресурсы для закрытия бреши в школе в прямом и переносном смысле.

Если взять начало 90-х годов прошлого века, то в этой московской школе мечтали о дюжине столов и стульев, о бесперебойной подаче воды... Благодаря вовремя созданному совету попечителей этого добились и пошли в своих программах дальше - сейчас здесь совершенно другие проекты. Например, директор захотел, чтобы все дети в школе пили минеральную воду, и вместе с попечительским советом установили в помещениях емкости с чистой минеральной водой, чем я в день посещения образовательного центра незамедлительно воспользовалась.

Так вот, когда мы говорим о попечительстве, речь не идет о размерах. Скорее это посильное участие. В вестибюле «Царицыно» висит стенд, рассказывающий о попечительском совете. Там я прочитала о том, что, даже подарив юному художнику коробку карандашей, можно стать попечителем...

- Раз складываются благоприятные условия, значит, нужен аналитик и дирижер. Я являюсь таковым. Анализирую, дирижирую, направляю, подтягиваю, уговариваю и все в таком же духе, - продолжает неутомимый дирижер и от мажора переходит к минору. - Что мешает на сегодняшний день? Мешает существующая нормативно-законодательная база.

Быть попечителем престижно. Только «не бейте по его рукам»

Группа работников московского образования недавно посетила Китайскую Народную Республику и привезла оттуда вести о том, какой налоговый климат создан в этой стране для тех, кто вкладывает в социальную сферу. В принципе условия благоприятствования для меценатов, попечителей и спонсоров созданы во всем мире. Но только не у нас.

- Я предполагаю, что государству будет дешевле создавать контролирующую систему, нежели всех работающих «в тени» и в открытую валить в одну кучу, - говорит Ефим Лазаревич.

Выделить особый статус образовательного учреждения, вкладывать средства в которое экономически выгодно и престижно, - таков главный фактор, без которого попечительства в России не будет: нельзя бить по руке дающего, а это в систематическом порядке происходит.

Кстати, если бы 10 лет назад я в вестибюле школы вывесил доску «Доноры нашей школы», где дал бы список родителей, делающих свои взносы в фонд школы, возмущениям не было бы предела. Тогда многие «убегали» от налоговиков, рэкета. Сейчас этот шаг по освещению работы попечительского совета не вызывает никаких возражений.

Средства будут оправданы!

Осуществление попечительским советом своих функций начинается с привлечения людей в попечители. А работа эта очень «филигранная». В образовательном центре «Царицыно» сделали так, чтобы участвовать в попечительском совете было престижно и считалось за честь.

Функции попечительского совета - привлечение ресурсов. Но попечители не просто вкладывают в школу. Они хотят знать, на какую целевую программу пойдут их ресурсы. Администрация школы охотно делится с ними своими планами и задумками. Раз в год в школе проводится общее собрание попечителей, где педагоги рассказывают о программах и защищают их. Попечительский совет в случае одобрения вносит свои коррективы, и дальше идет обсуждение того, кто какую часть финансирования программы берет на себя.

Это может быть «Чистая питьевая вода», «Школьная библиотека», программа, связанная со здоровьем, спортом, информационной культурой, поддержкой пожилого учителя (есть даже такая!), безопасностью детей. Поскольку в этом году школа пополнила «Движение доброхотов», которое действует на базе Музея-заповедника А.С. Пушкина в Михайловском, то все внимание попечителей сосредоточено на этой интереснейшей познавательной программе. Ведь чтобы организовать транспорт, проживание, питание 45 человек - детей и педагогов, - ох как много нужно! На одно питание участников летнего лагеря доброхотов уйдет более 100 тысяч рублей и около 50 тысяч - на проживание.

- Нам достаточно дорого обходится эта поездка, но мы прекрасно понимаем, что затраченные на этот лагерь средства, конечно же, будут оправданы, - рассказывает зам. директора по воспитательной работе Центра образования «Царицыно» Надежда Гарниш. - «Движение доброхотов» очень полезно для старших детей. В Пушкинских горах, где мы обоснуемся, с ребятами будет проведена огромная работа как с нашей стороны, так и со стороны музея-заповедника. Там работают очень интересные люди, фанаты своего дела. Они свято чтут Пушкина и непременно передадут детям частицу своей любви к великому русскому поэту и к тем местам, с которыми связано его творчество. Я считаю, что провести часть летних каникул в столь замечательном месте - самый лучший вариант из того, что родители и учителя могут предложить детям. И знаете, когда мы обратились за помощью к попечителям, не встретили какого бы то ни было сопротивления или непонимания. Сразу несколько человек вызвались выделить на расходы свои сбережения...