Вместе с тем в ряде случаев к образовательному продукту в современных условиях предъявляются повышенные требования, выходящие за рамки стандартов, принятых в сфере государственного образования. Например, углубленное изучение отдельных предметов, дополнительные занятия по смежным областям знаний, привлечение преподавательского состава более высокого уровня, повышенная комфортность учебных помещений.
Радикальные изменения происходят и в материально-техническом обеспечении учебного процесса. Появляются новые методики и формы преподавания, распространяются прогрессивные коммуникационные средства, что требует постоянной модернизации оборудования учебных заведений. Повышенное внимание стало уделяться рекреационной сфере.
Источники материальной поддержки образовательного процесса, в полной мере отвечающего современным требованиям, находятся за чертой возможностей государственного финансирования. При этом проблема финансирования качественного образования в той или иной степени касается всех, даже экономически развитых стран.
Изучение международного опыта свидетельствует о том, что в большинстве стран выход был найден на путях государственно-частного партнерства, что существенно облегчает решение проблемы дефицита финансирования и позволяет поднять качество образования на более высокий уровень.
В современном понимании государственно-частное партнерство при решении важнейших задач социальной направленности представляет институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов, которые относятся к компетенции государства. Формы партнерства позволяют привлечь к выполнению государственных функций в социальной области частных предпринимателей и их ресурсы.
Необходимо подчеркнуть, что бизнес также проявляет заинтересованность в государственно-частном партнерстве. Его привлекает долгосрочность контракта, надежность партнера, стабильная, хотя и невысокая прибыль в ходе реализации проекта.
С экономической точки зрения образование не только фактор прогресса, но и емкий рынок. В масштабах мировой экономики его объемы достигают 1 трлн долларов. Специальные исследования демонстрируют, что сфера образования является экономически выгодным направлением.
В настоящее время все большую актуальность приобретает еще один аспект - современному производству, опирающемуся на научно-технические решения, требуются квалифицированные кадры, в том числе и рабочих специальностей. Это обусловливает постепенное смещение ответственности за организацию и финансирование образовательного процесса в сторону государственно-частного партнерства.

Хотя формы взаимодействия государства и частного капитала не являются чем-то абсолютно новым для нашего общества - исторические корни уходят в дореволюционные времена и период довоенной индустриализации России, - приходится признать, что государственно-частное партнерство не получило повсеместного и широкого распространения. Более того, эту форму партнерства принято ассоциировать с крупными проектами федерального уровня. Между тем развитие подобного партнерства на региональном уровне, на уровне отдельных образовательных учреждений не только допускается (в том числе с позиций законодательства), но и имеет позитивные примеры, а также вполне реальные перспективы.
В настоящее время применение различных форм партнерства позволяет решить наиболее актуальные проблемы конкретного образовательного учреждения. Прежде всего это относится к повышению эффективности управления имуществом (зданиями и сооружениями), естественно, в пределах прав и с учетом ограничений, закрепленных законодательством. Также партнер, обладающий определенными компетенциями, а главное ресурсами, может оказать содействие в эксплуатации и модернизации существующих объектов имущества, в отдельных случаях в строительстве и сооружении новых учебных, лабораторных и рекреационных объектов, осуществить вложение имущества и средств для реализации партнерских проектов. Даже такой распространенный вид получения дополнительного дохода, как сдача помещений в аренду, при определенных условиях может реализовываться в рамках государственно-частного партнерства.
Учитывая, что опыт его использования в сфере образования получил развитие и признание в ряде зарубежных стран разного уровня социально-экономического развития, распространение и применение на практике адаптированных к нашим условиям инструментов, государственно-частное партнерство принесет позитивные результаты в плане качественного улучшения образования в соответствии с современными требованиями.

Михаил БЕЛЯЕВ, кандидат экономических наук, главный экономист Института фондового рынка и управления