В связи с разнообразием и неоднородностью образовательных учреждений, участвующих в программах обучения предпринимательству, в основу организации обучения должен быть положен принцип вариативности. Каждое образовательное учреждение в соответствии со своими возможностями сможет выбрать ту или иную форму обучения старшеклассников: элективный или факультативный курс, обучающий модуль в курсе экономики или обществознания, курс дополнительного образования или элективный курс.
Обучение школьников созданию собственного дела должно осуществляться с учетом современных экономических процессов, прогноза развития страны и социального заказа общества.
В качестве критериев оценки обучения школьников предпринимательству рассматриваются свойства и качества личности учащегося, обеспечивающие успешность его последующей социальной адаптации в современных экономических условиях.
Педагогическими условиями обучения созданию собственного дела являются:
- включение школьников в целеполагание и планирование совместной и индивидуальной образовательной деятельности;
- использование различных форм организации творческой и проектной деятельности, стимулирующих самостоятельную деятельность и активность учащихся;
- создание условий для взаимодействия учащихся с субъектами реальной экономической среды;
- создание психологически комфортной образовательной среды в процессе учебной деятельности.
Одним из основных условий для успешной работы педагога является обеспеченность образовательного процесса современным и удобным учебно-методическим комплектом, включающим в себя методические пособия, рабочие тетради, другие виды учебно-методической продукции, помогающие грамотно и эффективно организовать процесс обучения.
Знакомство школьников с современными предприятиями и финансовыми организациями, потребительским и финансовым рынками в целом позволит им получить продуктивные знания и сформировать соответствующие компетенции.
Привлечение преподавателей вузов, специалистов предпринимательского и финансового сообщества в образовательный процесс обеспечит открытость образования, активное сотрудничество с социальными партнерами школы.
Интерес к созданию собственного дела со стороны школьников и их родителей как сфере деятельности, позволяющей максимально реализовать свои способности, раскрыть творческий потенциал, достичь высокого уровня профессионализма, научиться ставить цели и получать результат, обеспечить хороший материальный уровень жизни, становится все более устойчивым. В условиях экономического кризиса, сокращения производства и рабочих мест, с одной стороны, и всесторонней государственной поддержкой малому бизнесу, с другой стороны, предприниматель становится наиболее востребованной фигурой в экономике.
Предпринимательская подготовка школьников позволяет по-новому решать такие актуальные для развития системы образования и общеобразовательных учреждений проблемы, как:
- развитие личности школьника и педагога;
- реализация деятельностно-компетентностного подхода в обучении;
- воспитание школьников (духовно-нравственное, трудовое, экономическое, экологическое и др. аспекты);
- профессиональная ориентация учащихся;
- партнерство с вузами;
- партнерство с бизнесом, привлечение предпринимателей к образовательному процессу;
- социализация и социальная адаптация учащихся;
- повышение конкурентоспособности образовательного учреждения.
В 2015 году в рамках программы повышения финансовой грамотности населения города Москвы была разработана и апробирована учебная программа «Создание собственного дела». Программа рассчитана на учащихся старших классов, студентов, учителей и преподавателей общеобразовательных и среднепрофессиональных организаций. Обучение по программе может проводиться в очной и дистанционной формах с использованием видеолекций и электронных учебников по темам:
 Возникновение и обоснование идеи о занятии определенным видом предпринимательской деятельности.
 Постановка ближайших и перспективных целей осуществления своей предпринимательской идеи.
 Формирование конкретного решения об открытии своего дела в определенной организационно-правовой форме.
 Подбор квалифицированных и надежных соучредителей нового дела.
 Определение финансовых источников, необходимых для ведения предпринимательской деятельности на первом этапе функционирования фирмы.
 Разработка необходимых учредительных документов.
 Проведение комплекса организационных мероприятий по созданию собственного дела: проведение первого собрания учредителей, выбор фирменного наименования, изготовление печати, выбор товарного знака и др.
 Разработка обоснованного бизнес-плана (ТЭО).
 Государственная регистрация фирмы в установленном порядке. Выбор системы налогообложения.
 Открытие в установленном порядке в банке расчетных и других счетов.
 Заключение договоров с поставщиками товаров и услуг.
 Получение (если это требуется в соответствии с законодательством) разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности.
 Проведение маркетинговых исследований рынка, выбор способов продвижения товаров на рынок, определение путей сбыта продукции, определение методов формирования цен на продукцию или услуги.
 Заключение договоров купли-продажи товаров (услуг) с потребителями.
 Проведение необходимой рекламной кампании.
 Организация учета доходов и расходов в соответствии с нормативными документами Министерства финансов РФ.
Программа рассчитана на 70 академических часов, включая практические и самостоятельные занятия.
Материалы курса находятся в свободном доступе на сайте ТемоЦентра в разделе «Программа повышения финансовой грамотности» по ссылке: http://temocenter.ru/finansy/programma-povysheniya-finansovoj-gramotnosti/obuchenie-po-programme-sozdanie-sobstvennogo-dela.html

Галина ЧЕРНУХИНА, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой торгового дела и услуг Московской академии предпринимательства