Меня как педагога в области искусства волнует вопрос: почему к нашим предметам такое поверхностное отношение? Либо не принимают, либо вообще никак не относятся. Опыт предшествующих поколений не раз подтверждал значимость искусства в развитии и формировании личности. Говорить и доказывать важность искусства бессмысленно, все равно не услышат или сделают вид: «Да, это важно, но что делать?». Поэтому последние годы я не просто внедряю в образовательный процесс приемы и методы, характерные для предметов художественно-эстетического цикла, а на примерах показываю значимость искусства в других предметных областях.
Работая с первоклассниками, мы с педагогами начальной школы пришли к выводу, что очень важны уроки изо. На них происходит не просто формирование графического навыка, но и развитие математических способностей, включаются мыслительные и репродуктивные процессы. Ученики быстрее и лучше запоминают, если урок построен на зрительных образах (репродукции картин, рисунки самих школьников). Картина в начале урока, как изображение в приеме «кроссенс», должна отражать всю суть урока, вызывать эмоцию, чувства.
Произведения искусства влияют на мыслительные процессы. На литературном чтении коллега стала использовать не только репродукции картин, но и рисунки, выполненные на уроках изобразительного искусства. Рассматривая пейзаж, выполненный учеником, ребята находят в стихотворении Александра Пушкина «Зима» изобразительные средства выражения. Пейзаж оживает в стихотворении, а стихотворение в пейзаже. В результате к концу первого класса ученики строят пейзаж по всем законам линейной перспективы, а на литературном чтении учат стихи по картинам и рисункам гораздо быстрее, чем при механическом заучивании.
Этот прием я стала использовать на уроках истории. Древнюю Русь изучаем с помощью образов, созданных К.Васильевым, петровские реформы - через «Утро стрелецкой казни», «Боярыню Морозову» В.Сурикова, Первую мировую и русско-японскую войну - с помощью картин Верещагина. Картина на уроке не иллюстрация из учебника, а смысловое содержание темы. Картина заставляет мыслить, рассуждать и делать выводы. Можно забыть многое, услышанное на уроке, но образ, построенный на восприятии картины, останется навсегда.
Как классный руководитель я стала включать картины в классные часы. Классный час, посвященный Первой мировой войне, в 6-м классе я начала с картины Пабло Пикассо «Герника». Гул возмущения: «Что это?! Я так нарисую. Я нарисую лучше! Это что, картина?!» Впечатляют только размеры картины и факт, что она написана за один месяц. Принятия картины не возникает. Я получила эмоцию, значит, включился процесс запоминания. Говорим о войне. Что такое война? Смотрим фрагменты видеороликов, посвященных Первой мировой, работаем с историческими источниками. В конце урока предлагаю нарисовать лицо войны, и то, что рисуют дети, начинает перекликаться с образами Пикассо. Подводя итог урока, возвращаемся к картине Пикассо, вижу восторженные лица у моих учеников, они самостоятельно совершают открытие, говорят, что война - это не просто смерть, это ничто, это разрушение всего, это хаос. Война - это мать с искаженным лицом, держащая на руках мертвого ребенка, ее лицо не может быть прекрасным, ее лицо, поза вызывают ужас и сострадание. Головы быков, человек, выпрыгивающий из горящего дома, убитый солдат - все это хаотично и бессмысленно, как сама война. Последняя точка в восприятии - это рассказ о трагедии в городе Герника. Никто не ушел равнодушным, а главное - через искусство затронуты тончайшие струны души ребенка.
Паола Волкова в книге «Мост через бездну» написала: «Все знают, что такое искусство. К сожалению, отношение к нему очень часто базируется на понятиях личностного отношения: нравится - не нравится, либо на оценочных суждениях: хорошее и плохое. Почему? А потому что искусство есть предмет индивидуального потребления. (...) Нравится, не нравится - вопросы питья, закуски, а также выбора невесты. Но когда речь идет о таких серьезных вещах, как искусство, неплохо было использовать еще какие-либо критерии оценки, поинтересоваться еще чем-нибудь, то есть подключить к тому времени...»
То, что заложено в каждой картине, важно для формирования вкуса, мировоззрения, формирования души, если хотите. Искусство нельзя принимать или не принимать, оно уже есть, оно уже внутри нас, и мы часть его. Как научить этому подрастающие поколения? Постоянными доказательствами? Нет, ничего не получится. Если нам постоянно навязывают чужую идею, наступает момент протеста и отторжения. Один из моих уроков начинается с фразы: «В свете последних событий и развития научно-технического прогресса я смею утверждать, что живопись нам не нужна». И предлагаю рассмотреть картины Вермеера Дельфтского «Портрет девушки с жемчужной сережкой», Рембрандта Харменса ван Рейна «Портрет старика», Ореста Кипренского «Девочка в маковом венке», а рядом - современные фотографии. Что вам ближе и что лучше? Весь урок ребята доказывают мне, что я не права.
Задача новой школы - разбудить в ребенке творца, способного к эмоциям. Это давно забытое старое. Возвращаясь в эпохи, когда культура занимала главенствующие позиции, мы видим не просто созидательный труд, а именно эмоциональный отклик на открытия действительности.
Цивилизация тогда делала скачок во времени, когда на первом месте стояла культура, а значит, красота и чувства. Один из древних философов сказал: «Научите свой народ рисовать, и вы будете управлять счастливой страной». Вот он, ключ к успеху.

​Елена КАЗАНИНА, учитель изо, черчения, МХК Сростинской средней школы им. В.М.Шукшина Бийского района Алтайского края