В самом начале своего педагогического пути я, как и все начинающие педагоги, была уверена в том, что первое впечатление об учителе является для учеников основополагающим фактором в формировании субъективной оценки об этом педагоге как о личности и о профессионале. По моему недавнему мнению, ничто не было способно эту оценку исправить, сдвинуть в ту или иную сторону, и если ты проиграл первую встречу со своими учениками, то быть тебе все время ведомым, терпеть насмешки, перешептывания на задних партах и другие неприятности профессии. Как следствие, проигрывать эту знаменательную первую встречу мне не хотелось совсем.
Работой с детьми младшего школьного возраста меня обеспечили с охотой. Практика в педагогическом колледже была насыщенной, уроков под выдачу было много, расписание выпадало под разные классы - с 1-го по 4-й. Какими разными были написанные мной конспекты к урокам, такими же неповторимыми оказывались и ученики в классах: кто-то с интересом слушал молодую учительницу, а кто-то был не прочь отдохнуть на уроке, который ведет «непрофессионал». Все, ну или по крайней мере большинство подобных попыток незапланированного отдыха посреди учебного дня я старалась пресекать, будучи искренне уверенной в том, что виной всему - нежелание ребенка учиться. Осознаю свое заблуждение только сейчас.
Получив профессию, я стала работать в детском саду. Зная из курса возрастной психологии отличия дошкольного возраста от младшего школьного, я не имела ни малейшего понятия, как с этими отличиями мириться и каким образом их приладить к работе. И как можно найти общий язык с ребенком, который еще не умеет не то что читать и печатать буквы, а вообще плохо говорит или все время молчит?
А как быть с ребенком-дошкольником, который говорит? Проблемы общения с воспитанниками ждали меня и с самой неожиданной стороны: здесь злую шутку со мной сыграла способность ребят подмечать даже самые незначительные особенности людей - их походку, голос, внешность - и обязательно говорить о своих открытиях вслух. На первом своем занятии в подготовительной к школе группе прямо посреди образовательного процесса мне задали вопрос, ответить на который я бы не смогла даже в случае часовой подготовки и поиска информации по теме в Интернете. А вопрос был самым детским из всех возможных: «Дарья Александровна, а почему у вас один глаз смотрит в другую сторону?» В тот момент, мне помнится, я испытала не менее десятка разнообразных эмоций. Первым и самым стойким чувством стал страх. Страх того, что кто-то заметил твое несовершенство, и абсолютное смущение от осознания того, что твое несовершенство было оглашено на аудиторию более чем из 20 пар глаз, которые сию же секунду обратили свой взор на тебя, несовершенную и «разноглазую». Не могу с точностью сказать, был ли этот вопрос актом чистого и неподдельного интереса, или же это было четкой и спланированной проверкой нового человека. Но одно знаю точно: было крайне трудно собраться и взять себя в руки. Был ли мой ответ достойным вопроса? Судить не мне. После небольшой заминки я посмотрела прямо в глаза интересующемуся и ответила, что долго тренировалась этой способности - смотреть каждым глазом в свою сторону, не забыла сказать и о том, что научилась видеть даже затылком. После этого я демонстративно отвернулась и услышала в ответ что-то наподобие «вау!». Занятие довела до конца, и казалось, все сложности были пройдены, все барьеры сломлены. Конечно же, так мне только казалось.
Впереди был еще год всевозможных открытий, казусных случаев (у какого педагога их нет). И сейчас я далеко не самый опытный специалист, мне есть чему учиться как у своих коллег, так и у воспитанников. Причем у последних мне стоит поучиться куда более усердно. Во всяком случае так мне подсказывает мое сердце.

Дарья СУРКОВА, педагог-организатор дошкольного отделения «Изюминки» школы №1354, участница конкурса МГО профсоюза «Педагогический старт»