Ребенок всегда способен преподать взрослому три урока: он весел безо всякой причины, всегда чем-то занят и умеет любой ценой добиваться желаемого.
Марк Твен


Утро. Группа детского сада. В большие окна только начинают пробиваться лучи солнца. Все вокруг хранит молчаливое ожидание. Я, воспитатель, тихонько работаю ножницами, готовлю материал для своих озорников.
Стрелки часов идут. Из раздевалки начинают доноситься голоса. И вдруг дверь распахивается и на пороге появляется улыбающийся белокурый мальчик. Это Андрей.
«Здравствуй, Красная Шапочка! - говорит мне Андрей. - Ты уже отнесла пирожки бабушке?»
И в тот же миг я перевоплощаюсь. Мое скромное платье превращается в темную жилетку и красную юбку с белым фартуком, на голове появилась красная шапочка, а в руках корзинка. Вокруг щебечут птицы. Вместо стен раскинулся хвойный лес. Ковер группы стал мягкой моховой поляной, шум воды из крана - извилистой живописной рекой.
Все эти чудесные превращения произошли, потому что мы перенеслись в мир иллюзий. Этот мир непременно сопровождает детство, где не иссякает яркий, свежий, фантазийный взгляд на, казалось бы, обычные вещи. Там цвета кажутся ярче, небо голубее, а деревья выше. Можно кормить печеньем плюшевого мишку, летать на ракете в космос, прыгать и петь от души, не думая о времени.
Мои воспитанники не дают мне забыть эту прекрасную пору, каждый день я возвращаюсь в тот мир снова и снова. Дети помогли мне научиться видеть необычное в обычных вещах.
Заглянем в группу немного позже, после завтрака.
Группа дежурных в цветастых фартуках заканчивает уборку. Кто-то из ребят умывается после еды, кто-то рисует, кто-то рассматривает картинки в книжке, а кто-то играет.
Несколько детей подходят ко мне и спрашивают: «Ксения Игоревна, чем мы сегодня будем заниматься?» «Давайте отправимся в путешествие!» - предлагаю я, слегка повысив голос, чтобы все услышали. «Путешествие» - волшебное слово. Ребята отрываются от начатых дел и спешат навстречу новым приключениям. «Да! Но нам нужен корабль!» - восклицают дети.
Из кубиков, стульев, кусков ткани мы соорудили корабль для предстоящего путешествия. Быстро распределили роли на судне и подняли якорь. Полный вперед!
Пока корабль набирает ход, мы изучаем маршрут по карте. Через Балтийское море в Атлантический океан плывем на юг вдоль побережья Африки на остров Мадагаскар.
Наш корабль быстро продвигается вперед. По пути мы наблюдаем разные особенности природного рельефа: горы, равнины, низменности, плоскогорья. Замечаем особенности различных климатических зон. И вот... Впереди остров!
Нас встретили аборигены. Они поделились своим горем: недавно у них был ливень, который смыл все хижины из пальмовых листьев. Мы с ребятами решили им помочь построить новое жилье и принялись за работу. У нас получились красивые, удобные и оригинальные дома. Хорошая работа! Жители Мадагаскара остались довольны.
Сегодня мне нужно было научить ребят ориентироваться по карте, строить из деталей конструктора устойчивые дома с фундаментом, ознакомить с различными климатическими зонами и особенностями рельефа.
Ребенок в детском саду учится не только мыть руки и одеваться, но и ежедневно получает знания об окружающем мире. Все, чему мы хотим его научить, необходимо преподносить на понятном ему языке, то есть через иллюзорный мир. Игровой.
И снова мои ученики - мои учителя. Они помогли освоить язык детства. Ведь не секрет, что учитель и ученик должны разговаривать на одном языке, чтобы понимать друг друга.
Вечер. За окнами темно. Горят фонари. А в группе тепло и комфортно. Мы с ребятами вернулись с прогулки и уютно устроились на ковре. Делимся впечатлениями, разговариваем об изменчивой осенней погоде и разных мелочах. Ребята эмоционально обсуждают возникающие вопросы: почему идет дождь? Почему листья опадают и шуршат под ногами? Куда улетают птицы и зачем? Почему в октябре идет снег? Какими цветами рисовать осень?
И вдруг Алексей задает неожиданный вопрос:
- Почему правая рука называется правой?
Детский коллектив забурлил. Вариантов ответов много: потому что она справа, потому что мы ей рисуем, потому что мы ей все делаем... Кто-то пытается объяснить свою точку зрения в виде рисунка, кто-то показывает на себе. Но ничего не вышло! Ответ так и не был найден. Мы с ребятами решили исследовать этот вопрос и завтра вернуться к обсуждению, ведь задача педагога - направлять цепочку детских рассуждений, помогать разобраться, не давая готовых ответов.
Да, порой мне в работе с детьми бывает непросто ответить на все их вопросы. Иногда их любознательность ставит меня в тупик, тогда я честно сознаюсь, что не знаю ответа, но обязательно прочитаю об этом и поделюсь с ними.
Дети держат меня в постоянном напряжении, учат познавать мир детально, до мельчайших подробностей, нюансов. Отвечая на их вопросы, я сама учусь и узнаю новое, нахожу неизвестное в известном.
Закончен день. Мои озорники разошлись по домам, и я возвращаюсь в реальный мир. Иду домой по вечернему городу, размышляя о прошедшем дне и о предстоящих делах, ловлю себя на мысли: «Мои ученики - главные учителя в моей жизни и мои лучшие друзья». Я могу с гордостью сказать: они научили меня многому. Заразили своей любознательностью, желанием сделать этот мир лучше, чище, добрее. Как правдивы слова Константина Ушинского о счастье человека: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
Я счастлива, потому что работаю в детском саду и решила посвятить себя детям.

Ксения ВАСЮНИК, воспитатель структурного подразделения №3 школы №1421, участница конкурса МГО профсоюза «Педагогический старт»