Молодой учитель впервые заходит в класс. Он полон энергии, сил, за плечами - груз вузовских знаний, которых, казалось бы, для работы в школе предостаточно. Уроки, подготовленные им заранее, составлены по всем правилам новых образовательных стандартов, соблюдена очередность этапов, учтены требования к подаче материала; и вдруг в реальной ситуации возникает проблема: не все идет гладко, по подготовленному конспекту.
Причин возникновения таких ситуаций множество: не все учащиеся воспринимают одну и ту же информацию одинаково, не всегда реализация схожих планов у разных преподавателей проходит по одному и тому же пути.
Как бы хорошо ни обучался педагог в высшем учебном заведении, в какой степени ни владел бы материалом о построении учебного процесса и различных приемах и методах, применяемых при работе с учащимися, не всегда идеальное знание теории может помочь начинающему преподавателю. Даже четко следуя алгоритмам, усвоенным во время профессиональной подготовки, нельзя избежать нестандартных ситуаций, которые часто возникают в педагогической практике.
Как же поступать в таких неожиданных, пугающих молодого специалиста случаях?
Ответ удивительно прост: обратиться к собственным ученикам. Обратиться не в прямом смысле этого слова, обратиться душой, сердцем. Необходимо прочувствовать каждого из них, приглядеться к их способностям, оценить их возможности и потребности. Все дети разные, все от природы наделены различными задатками: не бывает двух одинаково мыслящих, одинаково чувствующих детей, даже среди близнецов.
Этот факт определяет суть реализации индивидуального подхода к обучению - разработке различных способов подачи материала с учетом особенностей каждого из обучающихся. Например, необходимо применять различные виды наглядности для аудиалов - детей, лучше воспринимающих информацию на слух, визуалов - тех, кому удобнее видеть материал урока, оформленный в презентациях, таблицах, для кинестетиков, которые обладают повышенной тактильной чувствительностью (для таких детей лучше всего использовать специальные дополнительные пособия, позволяющие получить и углубить знания по учебному предмету). Нельзя преподносить им материал в одинаковом ключе.
Также стоит обращать внимание на активность учеников в учебном процессе и внеурочной деятельности и в зависимости от результатов наблюдения варьировать задания по объему и сложности, использовать различную их формулировку.
Итак, ученики дают нам возможность ощутить мельчайшие аспекты педагогического процесса, опробовать на практике приемы и методы, активно применять их в обучении и даже вывести новейшие алгоритмы и способы ведения уроков.
Но дети помогают учителям не только расти профессионально и набираться опыта. На собственном опыте я убедилась в том, что ребята дают возможность посмотреть на мир другими глазами, развить каждому из нас в себе моральные качества, приобрести важнейшие духовные ценности.
«Я открыт миру, а мир открыт для меня» - вот принцип, в соответствии с которым живут маленькие граждане нашей страны. К сожалению, сегодня многие взрослые люди запирают сердца на замок: боятся быть уязвленными, видят во всем окружающем угрозу моральному или физическому здоровью. Но именно такая закрытость и приводит в итоге к негативному результату.
Ученики же учат нас обратному: «Улыбнись миру, и мир улыбнется тебе!» Они дарят нам способность удивляться. Педагог, даже молодой, с небольшим стажем, - человек взрослый. Он знает многое, удивить его сложно. Но ребята помогают найти в жизни, работе, окружающем мире множество положительных моментов. Они делятся с нами опытом, вместе мы открываем удивительные факты в простых, повседневных явлениях, учимся видеть красоту там, где, казалось бы, ее нет.
Поведение детей просто и естественно. Ребята дают возможность научиться всегда оставаться самими собой, радоваться каждому мгновению жизни. Дают возможность научиться прощать обиды, не быть злопамятными.
В моей практике был случай, когда двое поссорившихся мальчиков-второклассников сами оценили свое поведение, поняли, что были неправы, и без помощи с моей стороны попросили друг у друга прощения. Для детей прощать ошибки друг друга естественно и легко, и нам, педагогам, есть чему поучиться у ребят.
Даря нам возможность радоваться каждому дню, умение прощать, открывать сердце и душу окружающим, ученики наши учат нас быть счастливыми, жить настоящим, игнорировать условности и шаблоны, позволяют идти по пути саморазвития, творчески подходить к каждому аспекту педагогического процесса.
Я родилась и выросла в семье педагогов. Волшебная атмосфера учебного заведения всегда манила меня. Работать в школе - вот такая мечта была у меня с детства. И вот наша династия продолжилась: выбрав путь учителя, я не жалела ни дня. Я всем сердцем полюбила свою профессию и на личном опыте убедилась в том, что молодому преподавателю есть чему поучиться у своих учеников. И горячо благодарю учащихся нашей гимназии №402, ставших для меня настоящими учителями-наставниками и открывших мне совершенно новый мир, полный радости, добра и чудес!

Анастасия ГУРЬЕВА, педагог дополнительного образования («Я говорю по-английски!-3»), воспитатель группы продленного дня гимназии №402 имени Алии Молдагуловой, участница конкурса МГО профсоюза «Педагогический старт»