Когда ты учишься в педагогическом университете, твоя будущая работа в самой настоящей школе, с реальными учениками - это нечто далекое, что-то, что будет потом, и там ты уж точно как-нибудь справишься. Но это некое не явное, далекое будущее. В тот день, когда ты все-таки оказываешься один на один с учениками, все обычно происходит не так, как ты себе представлял. Не так, как это за годы учебы выстроилось у тебя в голове.
Я пришла работать в школу на 4-м курсе университета, мне едва исполнилось 20 лет. В университете я была круглой отличницей, училась усердно, понимая, какая профессия меня ждет и какие высокие требования предъявляет к ней современное общество. Устраиваясь на работу, я представляла, что меня ожидает. Одна из лучших школ Москвы, с высокими требованиями как к ученикам, так и к педагогам. Обучаются в ней только старшеклассники, поэтому с моим 9-м, который я получила 1 сентября, разница в возрасте составляла всего 5 лет. Это меня и радовало, и пугало.
Самое трудное - это первый урок, ты его и ждешь, а с другой стороны, стараешься не думать. Потому что страшно, очень страшно. В университете тысячу раз разбирали трудные случаи в школе, поведение педагогов, проблемные ситуации. В теории ты все прекрасно знаешь, а еще знаешь, что теория и практика - вещи очень и очень разные. Мой первый урок истории должен был быть сразу, 1 сентября, второй урок по расписанию, следом за линейкой. Мне очень хотелось на них посмотреть, на моих учеников, мне было интересно: какими они будут?.. Урок прошел не так, как я ожидала. 1 сентября дети впервые увидели не только меня, но и друг друга, суета в школе, общее фотографирование... Было скомкано, а главное, не по моему, сто раз в голове прокрученному плану. Но он прошел, и мы с детьми друг другу понравились. А главное, что потом было уже не страшно.
Одной из наибольших трудностей, как считалось, которая могла у меня возникнуть, была маленькая разница в возрасте с детьми. Вопрос авторитета учителя в школе очень важен, и я переживала, что мой возраст помешает этому. Сейчас, проработав два года, имея классное руководство теперь уже в 11-м классе, я знаю: это не проблема. Это подарок, которым мы должны пользоваться. Наставник и в то же время друг - это иногда то, что школьники не могут найти дома. И если правильно наладить отношения, ты станешь для них человеком, к которому всегда можно прийти за советом, которому можно рассказать личные переживания, который всегда подставит локоть. Я считаю, что взаимное доверие между учеником и учителем - это одна из главных составляющих успешного образовательного процесса. И мне кажется, у меня это получается. Я не боюсь стоять целый урок перед детьми, один на один с ними, а они не боятся меня. Не боятся прийти и честно признаться, что не готовы к уроку, не боятся задать интересующий их вопрос, не боятся поправить меня, если я вдруг ошиблась.
Трудности вообще неотъемлемая часть работы в школе. Мы каждый день с ними сталкиваемся и каждый день разрешаем. Одна из главных - это ты сам и твое отношение к работе. Самое легкое - пустить все по накатанной: один урок до капли похож на другой, вы проживаете словно бесконечный день сурка. Тогда быстро наскучит и тебе, и ученикам. Каждый день, каждый урок нужно стараться сделать оригинальным, непохожим на другие. Это тяжело, и я долго себя к этому приучала. Если детей не стараться заинтересовывать, они вряд ли начнут делать это сами. Новые формы уроков, различные виды деятельности, проекты и круглые столы. Только так интересно будет всем: и учителям, и ученикам.
Каждый день, приходя на урок, я жду, что он принесет и мне, и ученикам нечто новое, что каждый из нас откроет для себя новые факты или обретет новый опыт. Они учат историю, учатся учиться, учатся быть взрослыми и ответственными. Я же в свою очередь учусь учить, учусь делать это всегда интересно и познавательно, учусь слышать и быть услышанной. Я считаю, что самое главное для молодого педагога не считать себя всезнайкой, потому что это не так, а еще уметь признавать свое незнание или свои ошибки. Школа постоянно учит чему-то новому не только учеников, но и нас, учителей.
Своим главным успехом за два полных года работы в школе я считаю не победы учеников на олимпиадах, которые, безусловно, есть, и не высокие баллы по экзаменам, мой главный успех - это доверительные отношения с учениками и постоянный контакт во всех вопросах, не только в рамках уроков истории. А еще нет ничего лучше, чем сидеть в зале на конференциях и слушать выступления учеников и понимать, сколько труда и сил вложено в эти короткие доклады, сколько труда приложил каждый из них, чтобы сегодня я могла ими гордиться. И я горжусь. И нет ничего лучше.

Дарья ЕРМАКОВА, учитель истории и обществознания лицея №1502 при МЭИ, участница конкурса МГО профсоюза «Педагогический старт»