С детства моей любимой книгой был огромный сборник афоризмов. Еще тогда мне стали понятны две вещи. Первая - мудрость рождается в обсуждениях. Вторая - чтобы обсуждать, нужны товарищи. Мои товарищи чаще были далеко, и до истины мне тоже приходилось добираться долгими путями. Но теперь я открываю новое с моими маленькими товарищами. У них всегда много вопросов о таком большом и незнакомом мире, а я всегда рад познавать его с ними заново и глубже.
Уже третий год несколько уроков в неделю я посвящаю ответам на любые вопросы своих учеников. Вначале это были простые - «Почему летом тепло?». Довольно быстро мы добрались до «Как появились звезды?». Сейчас мы не просто рассматриваем наше мироздание со всех сторон, но сравниваем различные актуальные научные теории. Чтобы отвечать на вопросы растущих учеников, я каждый день прочитываю с десяток статей ведущих российских и зарубежных научных издательств. Ведь именно на знаниях строится мой педагогический авторитет. И высокий уровень, однажды заданный, необходимо постоянно поддерживать. Тем более что самые любознательные из учеников уже переняли привычку следить за последними достижениями науки. И чтобы не подводить маленьких ученых, я использую Интернет по назначению, беспрерывно ища самые интересные открытия. Критичность и независимость мышления, так удачно привитая у многих моих учеников, также не позволяет расслабиться. Им важно не просто знать правило, но понимать, почему оно сложилось именно так. Поэтому нужно быть постоянно начеку, держа в голове гигантские массивы информации, освежать и беречь такие прихотливые ростки знаний. И, конечно, за всем уследить не получается. Учеников тридцать, а я один. И раз в неделю задается вопрос, который приходится откладывать на следующий день, пока я не выясню по этой теме все доступное.
С детства я не мог просто сидеть, просто играть, просто писать сочинение, просто строить из «Лего». Мне всегда хотелось чего-то большего. Всегда хотелось увидеть, понять, открыть что-то самому. Оказаться первым, не лучшим, а за гранью привычных лекал. И многие, практически все, мои хобби из детства стали жизненными столпами. Но мир так невероятно необъятен, что глазами, руками, ушами одного человека его не охватить. А так хочется увидеть, прочитать, узнать, услышать больше и еще больше прекрасного! И это не проблема, когда есть тридцать учеников, всегда радостно делящихся с тобой своими открытиями. Их находки ничуть не хуже, чем у взрослых людей, и это открывает мне новые книги, песни, фильмы, города. По самым разным причинам в классе собрались ученики практически из всех соседних стран. Это не только развивает толерантность у ребят, но и невероятно расширяет кругозор. Они делятся друг с другом и со мной родными языками, традициями и всеми сокровищами их культуры.
Пикассо несколько лет изучал рисунки детей, чтобы перенять их гротескно-сказочный стиль. Нам же, учителям, доступны даже разные поколения детей, чтобы увидеть мир иначе. Многие мечтают о том, чтобы еще хоть раз взглянуть в щелочку на мир детства. Учитель же может ежедневно входить в полную волшебства вселенную. Их детский взгляд, не циничный, не закоснелый, еще не затуманенный ста девяноста четырьмя человеческими пороками, помогает мне помнить о том, что есть пятьдесят добродетелей, которые сильнее. У детей нет пороков, только недостатки, с которыми мы можем, мы должны справиться. И учителя справляются из поколения в поколение, потому мир и стоит до сих пор. Посеянное учителями «разумное, доброе, вечное» сдерживает невежество и рожденные им остальные пороки. А мы, учителя, продолжаем работать, видя, как разгораются, сияют и становятся в миллиарды раз ярче нас самих новые звезды - ученики.
Спасибо вам, мой уже 3-й «В». Спасибо, что помогаете верить в добро!

Александр ИВАНОВ, учитель начальных классов школы №1222 имени Маршала Советского Союза Ивана Баграмяна, участник конкурса МГО профсоюза «Педагогический старт»