Обучаясь в 10-11-х классах, я располагала свободным временем в неограниченном количестве: ходила в бассейн, занималась фаер-шоу, каталась на велосипеде, роликах, а также много времени проводила в Интернете. Однажды на просторах Интернета я наткнулась на форум людей с ограниченными возможностями здоровья, а именно с молодыми инвалидами-колясочниками. К моему удивлению, это был ярко-оранжевый сайт с множеством красочных рисунков и жизнерадостных смайлов. Зайдя в раздел с фотографиями, я обратила внимание на альбом «Селигер»: молодые парни и девушки на инвалидных колясках и костылях управляли лодкой, устанавливали палатки, разжигали костер, участвовали в эстафетах и многое другое. Пролистав альбом до конца, я решила познакомиться с этими ребятами, которые, судя по фотографиям, ничуть не менее активны, чем я сама.
Так и началось мое интернет-общение с ребятами из Клуба «Шанс». Слово «Клуб» не случайно написано с большой буквы, все его члены употребляют его только так, с заглавной буквы, с уважением. После непродолжительной переписки я решила принять участие в одной из встреч Клуба, это было чаепитие, на которое были приглашены молодые актеры. Я немного нервничала, думала, как я буду чувствовать себя в обществе людей с ограниченными возможностями здоровья. Однако по факту встречи таких проблем я не испытала: встреча прошла очень весело и непринужденно, мы много шутили, смеялись, в том числе и на темы, связанные с их инвалидностью. Меня тогда весьма удивило, что такие ребята не только так весело и активно проводят свой досуг, но еще и смеются над своим заболеванием. Мне еще тогда показалось, что это достойно уважения.
Время от времени я посещала эти встречи: мы ездили в Павловский Посад, в усадьбу Деда Мороза, на Селигер с палатками, на шашлыки, в театр и еще во множество интересных мест. Чем чаще общалась с ними, тем больше меня поглощал интерес к их личности. Раньше я думала, что все инвалиды всегда в плохом настроении, сидят дома и лишь изредка надеются на чудо, но эти ребята показали мне противоположную сторону их жизни, что подтолкнуло меня к изучению специальной психологии. Окончив 11-й класс, я подала документы в педагогический вуз (Московский городской педагогический университет, а также в Московский педагогический государственный университет имени В.И.Ленина) на множество специальностей: психология, специальная психология, социальная работа, логопедия, сурдопедагогика, дошкольная педагогика и психология. Однако по-настоящему я хотела обучаться именно специальной психологии. Со второй волной мое желание исполнилось, и я поступила на бюджетное отделение по специальности «специальная психология» в МГПУ ИПССО.
Училась я с самого первого дня с интересом, меня увлекали как медицинские предметы, такие как анатомия и физиология ЦНС, так и психолого-педагогические. Училась я только на «отлично».
На 3-м курсе наш преподаватель по психологии лиц с умственной отсталостью записала нас на базу практики в школу-интернат VIII вида №81. (Сейчас это учреждение входит в состав КСУ №10.) Небольшой группой нас приставили к психологу, которая знакомила нас с детьми 4-го «Б» класса. Мы с одногруппниками до сих пор вспоминаем, насколько это были действительно тяжелые дети: никто из них не говорил связной речью, некоторые с трудом связывали буквы в слова, а некоторые не могли и этого. К нашей радости, методики обследования были рассчитаны именно на такой уровень речи, и большинство детей справились с ними. Это был наш первый профессиональный опыт. На практику в это учебное заведение мы ходили два раза в неделю в течение трех месяцев. Позже я могла наблюдать, что дети здесь учатся разные: есть и вполне неплохо адаптированные, говорящие, артистичные и даже талантливые. Также мое внимание привлекло грамотное отношение педагогов школы к таким детям, а именно выделение границ дозволенного: несмотря на дружелюбное отношение педагогов, дети четко понимали, что перед ними педагог, а не мама и не подружка. Прохождение практики в этой школе весьма впечатлило меня и моих одногруппников.
Университет я окончила с красным дипломом в 2014 году. Во-первых, естественно, это результат моих стараний и усилий, это действительно колоссальный труд. Однако не было бы никакого красного диплома, если бы мне не было интересно учиться, а мне было поистине интересно: я с удовольствием ходила на пары, проходила практику и сдавала экзамены любимым преподавателям.
После окончания университета я долго думала, стоит ли мне идти учиться дальше. После месяца размышлений я решила попробовать поступить в аспирантуру по профилю «Коррекционная психология». Заранее дала себе установку: если смогу поступить на бюджет - буду обучаться, если нет - значит не судьба, так как к тому моменту у меня еще не было работы и соответственно материальных возможностей оплачивать обучение в аспирантуре. Готовилась к экзаменам я упорно: английский язык я знаю на разговорном уровне, поэтому особых проблем не возникало, а вот философия явно не была моим любимым предметом, поэтому и подготовка к экзамену по предмету «История философии науки» шла с трудом. Английский я сдавала с удовольствием: в деталях рассказывала экзаменаторам о том, кем и где я хочу работать, почему решила поступать в аспирантуру, насколько это важно для меня, и многое другое. Со сдачей специальности тоже не возникло проблем: экзамен принимали мои же преподаватели, которые, оказывается, раньше меня самой были уверены в том, что на специалитете я не остановлюсь. Самым сложным был, как я и думала, экзамен по философии: преподаватель детально спрашивал меня по каждому вопросу в списке. Да-да, именно по каждому вопросу в списке, а не только по тем, которые я вытащила на экзамене. Пожалуй, это был один из самых сложных экзаменов в моей жизни. По английскому языку и специальности я получила оценку «отлично», по философии «хорошо». Было всего два бюджетных места, и вся группа желающих стать аспирантами с волнением неделю ожидала списки на сайте. Этот день настал. Мне повезло: оказывается, никто не смог сдать философию на «отлично», поэтому моей оценки «хорошо» в сочетании с оценками «отлично» по другим предметам вполне хватило для поступления в аспирантуру на бюджетной основе.
В июне моей главной задачей был поиск работы. К поиску я подошла глобально: распечатала адреса и телефоны всех учебных заведений САО и СВАО и начала обзвон. Вакансий было не очень много, но они были. Но тут я столкнулась с самой главной проблемой молодого специалиста - отсутствием опыта. Большинство работодателей наотрез отказывались брать на работу человека без опыта, аргументируя это множеством факторов: тяжелые дети, требовательные родители, материальная сторона вопроса, мнение коллектива и многое другое. Я была на многих собеседованиях, сейчас и не сосчитаю, сколько их было, 20-25, но никто не брал меня без опыта, хотя многие отмечали мою профессиональную подкованность и эрудицию. И когда я уже практически отчаялась и решила устроиться на работу не по специальности, мне позвонили из того самого интерната, где я проходила практику на 3-м курсе, и предложили должность воспитателя 4-го «А» класса. Я, не задумываясь, согласилась, в тот момент меня абсолютно не волновала ни заработная плата, ни то, насколько тяжелые дети мне достанутся, ни даже то, сколько времени я буду тратить на дорогу до работы - ни-че-го, главное: меня наконец берут на работу по специальности!
Работать я начала в интернате, который теперь входит в состав КСУ №10, с 12 января 2015 года. Сразу хочу сказать, что это нельзя сравнить ни с одним моим предыдущим местом работы. (С 8-го класса я работала во многих местах, соответственно не по специальности.) Учитель познакомил меня с детьми 4-го «А» класса. Сначала я немного переживала, не зная, насколько эти дети отличаются от обычных, каких действий и реакций я могу ожидать от них. Однако мои опасения оказались напрасными: ребята были очень добрыми, отзывчивыми и по-своему умными. Мне действительно нравилась эта работа: особенно нравилось гулять с ними, в хорошую погоду мы могли гулять два раза в день, я замечала, что эти дети намного больше, чем обычные, радуются этим прогулкам, искренне радуются, когда видят собак, кошек, белок в парке, с интересом наблюдают за маленькими детьми на площадках, а главное - вежливо отвечают старшим, уступают место и помогают! Для меня это было настоящим открытием, так как я много раз наблюдала обратное от абсолютно здоровых детей.
За этот год у нас с детьми было множество интересных моментов и мероприятий. На следующий год меня перевели на должность учителя начальных классов, а именно 3-го «Б» класса. Однако рассказать я хочу именно о том дне, когда я еще работала воспитателем, потому что этот день многому научил меня.
Случилось это весной, была отличная погода: светило солнце, дул приятный ветерок, поэтому мы с детьми 4-го «А» класса  решили пойти гулять в парк «Дубки», мы иногда ходили туда, когда появлялось время. Я села на лавочку и наблюдала за своими воспитанниками: они катались с горки, раскачивали друг друга на больших качелях, играли в салочки, смеялись и шутили. На соседней площадке гуляли дети из другой школы, на вид класс 5-6-й, две девочки и два мальчика. Несмотря на то что дети были очень хорошо одеты, поведение их воспитанностью явно не отличалось: они кричали, обзывали друг друга, употребляли нецензурные слова, не обращая никакого внимания ни на моих воспитанников, ни на окружающих людей в парке. Когда их лексика вконец нарушила все дозволенные грани поведения в общественном месте, я сделала им замечание, вполне вежливое и спокойное, в котором просила не выражаться подобным образом в парке, так как их лексикон слышен всем окружающим людям, в том числе и «моим детям», а в этом мало приятного и еще меньше полезного. В ответ я ожидала услышать сухое «извините» или хотя бы тишину, но ответ превзошел все ожидания: самый высокий мальчик в компании употребил в мой адрес нецензурное и оскорбительное слово. Я, признаюсь, на секунду растерялась и не сразу сообразила, что ему ответить, чтобы на всю жизнь забыл, как позволять себе такое, особенно в адрес старших. Но мои раздумья были резко прерваны: мальчик из моей группы, не отличающийся высоким ростом или спортивным телосложением, бросился на обидчика. Естественно, за несколько секунд драка была мною же и предотвращена. Назад мы возвращались молча, мне нужно было обдумать все, что случилось, и подобрать подходящие слова, чтобы прокомментировать эту ситуацию. Я много размышляла на этот счет. Да, всем понятно, что как его воспитатель я должна была прочитать ему лекцию о том, что нельзя драться, что все можно решить словами, что именно это и отличает нас от животных. Однако позже я задумалась: чему мы учим детей, а именно мальчиков? Мы учим их храбрости, мужественности, мы учим их защищать девочек, девушек, женщин, бабушек, тех, кто слабее их! Мы показываем им военные фильмы, рассказываем о том, как солдаты защищали свою Родину и свою семью, мы учим их именно этому, мы помогаем им стать настоящими мужчинами! А разве не именно так повел себя мой воспитанник? Он не испугался и не промолчал. Ему было все равно, что соперник выше его на голову, крупнее, да и старше на пару лет. Да, было бы, конечно, лучше, если бы он заступился словесно, но не будем забывать, о каких детях идет речь: у мальчика постоянное заикание, да и в целом весьма скудный словарный запас, поэтому ему было проще заступиться за меня выбранным способом. Вспоминая свои школьные конфликтные ситуации, я ловлю себя на мысли, что никто так рьяно не заступался за девочек. Да и анализируя поведение многих давно знакомых мне детей, могу сказать с уверенностью: далеко не каждый мальчик осмелится на такой поступок. Это достойно уважения. На родительском собрании я рассказала о случившемся отцу мальчика, который с гордостью говорил мне о том, как сам учил его заступаться за женщин. К сожалению, мама этого мальчика давно умерла, но отец уверен: она тоже гордилась бы его поступком, его смелостью.
Я часто вспоминаю этот случай с пониманием того, что своих будущих детей я буду воспитывать именно так: я буду учить их смелости, я буду учить их в любой ситуации заступаться за ближнего, за женщину, друг за друга. И мне бы очень хотелось, чтобы в один прекрасный день я, как и отец моего воспитанника, услышала слова благодарности за достойное воспитание своих детей.
Произошедшая со мной ситуация говорит о том, что не только мы учим детей - как считать, писать, читать, как поступать, кому уступать, кого слушаться, но и они очень многому способны нас научить. Спасибо им за это.

Наталья СИМАЧЕВА, учитель начальных классов подразделения №4 интерната колледжа сферы услуг №10, участница конкурса МГО профсоюза «Педагогический старт»