Каждый наш ученик подобен свободной в своем полете стреле. Но что было бы с этой стрелой, если бы тетива была недостаточно туго натянута? Достигла бы эта стрела далекой цели? С самого рождения малышу ставят необходимые для его безопасного развития рамки. Без них он не чувствовал бы себя в полной безопасности. И до момента, когда стрела не отправится в самостоятельный полет, не только родители, но и учителя натягивают тетиву и ставят разумные границы. На уроках это правила поведения, культура труда, дисциплина и авторитет учителя. Без этого фундамента продолжительного полета ждать не приходится.
Но какова же конечная цель? Для чего все приложенные усилия? Давайте внимательнее вслушаемся в то, что говорят вокруг стрелка. Со всех сторон доносятся разрозненные голоса, кто-то кричит громче, а кто-то просит робко, почти шепотом. Все чаще можно уловить слова «ЕГЭ», «показатели». Значит, нужно непременно приложить максимум усилий, чтобы эти цели были достигнуты. Они достаточно близкие, явно видны и не скрываются за тенью деревьев. Но стрелок отчего-то все еще не спешит отпускать тетиву. Прищуривается и ищет вдали какую-то невидимую на первый взгляд цель. Не только запоминания важных формул мы пытаемся добиться. Но воспитания трудолюбия, терпения и выдержки, когда не все получается, стремления к самообразованию у наших учеников, порядка в делах и в мыслях, формирования положительных человеческих качеств на всевозможных примерах, включая собственный. Точно так же, как приучают двухлетнего малыша убирать за собой игрушки, в школе мы приучаем к полноценному труду, к радости успеха и вере в собственные силы. «Человек создан для счастья, как птица для полета!» А счастлив человек может быть, когда его понимают (значит, он умеет объяснить и открыто высказаться), когда он любим (обладает прекрасными человеческими качествами и заслуживает любви), когда востребован (умеет работать и добиваться успеха), когда, наконец, он здоров (имеет представление о здоровом образе жизни и соответствующие привычки). Так неужели же та далекая цель, в которую зорко всматривается стрелок, - помочь стать ребенку счастливым человеком? Да! Но цель эта долгосрочная. Преодоление каждодневных трудностей поможет стать ребенку терпеливым, а без этого качества, привыкший к сиюминутному получению желаемого, он не сможет стать счастливым человеком.
Туман рассеивается, зрение обострилось, цель четко видна. Но как научиться стрелять метко и с первой попытки, ведь второго шанса для этой стрелы уже не будет? Стрелку следует много работать над собой. Сначала теоретические знания, потом первые пробы и промахи, а затем - ежедневные и беспрерывные тренировки, чтобы не только не потерять форму, но и совершенствовать меткость.
Сформировав у ребенка необходимые знания, мы все же не достигнем цели, если он, умный и воспитанный, не поверит в собственную способность свободно «лететь как стрела». Вера в себя - мощная движущая сила. Важно помочь ребенку научиться мечтать масштабно и смело!
При стрельбе из лука важно и то, из какого материала сделана стрела. От того, насколько она крепка, насколько хорошо она заточена, зависят и дальность полета, и попадание в цель. Я говорю о здоровье детей, без которого сам полет невозможен.
И пусть стрелок не может предугадать, достигнет ли стрела намеченной цели. Но однажды, взяв в руки лук, он сделал выбор, куда направить стрелу: на разрушение или на созидание. И дай ему Бог, чтобы все его стрелы летели во благо!

Петр ДЕНИСЕНКО, учитель физики школы №1021