Чтобы было проще, создадим в фантазии волшебную страну - Антифридом. И в этой стране учителя работают следующим образом: в начале года министерство высылает им сценарий каждого урока, учителя должны вести уроки, строго соблюдая сценарий. Как вы понимаете - такой подход очень сильно урезает свободу учителя, но нет худа без добра! Теперь, все, что нужно учителю, - это просто следовать сценарию. Если сценарий хороший, то дети выучатся хорошо, если плохой, то плохо. И все это зависит от того, кто придумывал сценарий. Значит, министерство образования, а не учитель, несет большую ответственность за обучение. В связи со строгостью проведения урока выбора у учителя почти не остается. Таким образом, при снижении свободы учителей уменьшается их ответственность и существенно уменьшается выбор. Но не было еще такой страны, в которой законы бы не менялись.
Вот что придумало министерство образования в Антифридоме: «А давайте мы придумаем не один сценарий, а два. Учителя будут выбирать, по какому сценарию более качественно будет проведен урок!» Прошла реформа образования на ура, а что в итоге? Выбор у учителей увеличился аж в два раза. А как следствие, и свобода как-никак появилась. Только вот ответственность стала беспокоить учителей. Теперь нужно думать и выбирать тот сценарий, который лучше всего подойдет классу, более прост для понимания и усвоения материала.
Если дети будут плохо знать предмет, значит, учитель выбрал неверный сценарий, ведь в министерстве оба сценария априори правильны, просто один подходит для сильного класса, а второй - для слабого. Но это лишь полбеды. Самое главное - учителя желают детям только развития и процветания, а теперь эти факторы немного зависят от них самих. Как вы поняли, ответственность тоже возросла. Таким же образом доказывается, что если увеличить свободу, остальные две функции тоже возрастут. Если увеличить ответственность, то обязательно за счет чего-то, иначе она будет не оправданной, а за счет чего - свободы и выбора. Свобода, выбор, ответственность одновременно повышаются либо понижаются. Нельзя не сказать про две крайности:
1) Нет ни свободы, ни выбора, ни ответственности.
2) Полная свобода, огромнейший выбор, стопроцентная ответственность за обучение детей.
Введем новое понятие - «коэффициент свободы» (КС). Чем он больше, тем больше свободы, выбора и ответственности.
К сожалению, никому не известен КС, при котором будет самое качественное образование, поскольку очень много разных факторов, влияющих на отдельное событие (дети слишком шумные, неопытный учитель). КС придется варьировать от нуля до максимума, а вот правильность варьирования и будет обеспечивать высокое качество обучения. На мой взгляд, как только человек первый раз устраивается в школу работать учителем, его КС должен равняться нулю. Дальше по мере его профессионального роста КС будет возрастать. Наконец, когда человек станет гением своего дела, его КС должен равняться максимуму. Потому что даже если у него будет 100 сценариев урока, он напишет свой 101, который будет лучше остальных. Он прекрасно чувствует детей и великолепно понимает, как максимально эффективно преподать им материал. Зачем ограничивать такого человека в свободе?
Напротив, новичку нужно потихоньку пробовать, не изобретать никаких велосипедов, а набираться опыта. Если дать ему большой КС, он скорее всего не справится с ответственностью, начнет паниковать, а его опыт на пробах и ошибках будет расти очень медленно, к тому же ценой образования учеников.

Алексей ТАТАРИНЦЕВ, учитель математики школы №51

P.S. Хочется пожелать всем учителям, чтобы их КС всегда совпадал с возможностями!