Ты сделал свободный выбор, выбор из множества альтернатив, и какими бы путями ни вела тебя судьба, ты переступил порог школы, теперь ты учитель. Именно с этого осознания здесь и сейчас начинается твоя ответственность перед теми, к чьей судьбе ты прикасаешься. И от того, насколько оправдан выбор тобой стиля преподавания и построения взаимоотношений с детьми, зависит их будущее. Вот почему так велика ответственность педагога, роль его собственной культуры, внутреннего содержания за влияние на личность ребенка. Готов ли ты к такой ответственности? Готов ли проявлять гибкость собственного мышления, актуализировать свои знания, перестраиваться под требования времени? Готов ли понимать и принимать проблемы, потребности и интересы современных детей? Готов ли ты к такому выбору?
Задумывался ли ты над тем, почему дидактогения, о которой писал еще Василий Сухомлинский, и сегодня господствует в нашей школе? Ведь ежегодно тысячи мальчишек и девчонок с волнением и трепетом, желанием учиться, проявить себя и брать пример со своего учителя приходят сюда 1сентября. А потом наступает разочарование, которое с годами перерастает в равнодушие или нежелание учиться вовсе. Можно, конечно, объяснять это массой причин: от несовершенства нашей системы образования, лености учеников до падения престижа образования. Можно переложить ответственность на кого-то или что-то иное, извне. Но я твердо убеждена: все начинается с нас, и в том, что происходит с нашими детьми, виноваты мы, взрослые. Опытный, высококвалифицированный и высоконравственный учитель не может и не должен забывать основ педагогики, как обязан помнить о том, что все дети - совершенно уникальные создания: каждый со своим темпераментом, генетически заложенными характеристиками личности, постепенно формирующимися ценностными ориентациями и локусом контроля.
Как говорил Олег Казанский: «...дело не в методике преподавания (хотя в ней тоже что-то есть, и немало), не в принципах и методах воспитания и обучения, а дело в самом человеке, который приходит на урок». Именно педагогика определяет средства и приемы, те самые механизмы, которые позволяют сделать человека счастливым, помогают ему обрести себя, стать творческой, гармонично развитой личностью. А без любви к детям эту самую личность не воспитать. Поэтому главная ответственность учителя - любить тех, кого ты воспитываешь.
И только потом начинается педагогическое мастерство, без которого не может состояться современный педагог. Задача учителя в современных условиях не просто дать ребенку готовые ответы, а научить его самостоятельно формулировать собственные вопросы и искать ответы на них. И делать это необходимо так, чтобы в глазах детей читалось желание слушать и познавать, обобщать и синтезировать, анализировать и превращать знания в личный опыт. Чтобы, покидая школу и вступая во взрослую жизнь, каждый ребенок точно знал все свои слабые и сильные стороны, чтобы проявились его индивидуальность, неповторимость, личность.
Мы должны растить уверенных в себе людей, с адекватной самооценкой, уровнем притязаний, людей, свободных от стереотипов и штампов, способных делать выбор, ставить цели и брать на себя ответственность за полученные результаты.

Людмила ТРЕЩАЛИНА, учитель английского языка школы №1148