Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций и другие мыслители древности видели в настоящем гражданине и человеке гармонию тела и духа. Учитель должен был следить как за интеллектуальным воспитанием ребенка, так и за его физическим и нравственным развитием. Ученик должен был приобщаться к идеальному миру и со временем сменить старшее поколение у руля государства. И чем нравственнее человек, тем лучшего будущего он хочет для своего народа, считали предки.
В современном мире человека оценивают как экономический ресурс. Экономика ставит задачу образованию дать ценные кадры, которые бы работали на производстве и в сфере услуг. Тем самым подменяя идеалы, к которым приобщает образование, меркантильными ценностями пополнения собственного кошелька.
Современный учитель оказывается в безвыходной ситуации. С одной стороны, его самая главная задача - это воспитать человека, но с другой стороны, нужен ли современному миру человек? Может, лучше учитель будет давать знания и навыки, которые позволят выжить, а не жить?
Французские мыслители XX века говорили, что «свобода - это познанная необходимость». Безвыходная ситуация выбора - это и есть та необходимость, которая настигает учителя. Эта морально-нравственная дилемма кажется для многих непреодолимой, но только не для тех, кто оказался по воле судьбы в роли «ведущего ребенка». Эта дилемма не подразумевает правильного решения, а предоставляет каждому учителю ту настоящую свободу действий, через которою он и сам может почувствовать себя по-настоящему свободным.
Современная российская образовательная система благодаря новым образовательным стандартам позволяет учителю полностью раскрыть потенциал ребенка и самого себя, взаимодействуя не только в рамках учебных занятий, где учитель транслирует знания и демонстрирует умения. Российское образование XXI века подразумевает различные формы коммуникации между учеником и учителем: проектная деятельность, исследовательские работы, индивидуальные траектории, различные экскурсии и мероприятия, которые позволяют работать не просто в рамках конвейерной модели «учитель - класс», а предлагают увидеть каждого ребенка непосредственно в модели «учитель - ученик».
В таком подходе снимается необходимость выбора между высокими идеалами и практическими умениями, которые также можно обозначить как метапредметные и предметные компетенции. Современный учитель может сочетать в своей работе и то и другое. Педагог - это не просто чужой человек, который пытается чему-то обучить, но товарищ и коллега, который также пытается воспитать, иногда и на собственном примере.
Таким образом, ответственность современного учителя велика. Она ложится тяжким грузом на его плечи, потому что перед ним стоит одна из самых сложных задач: воспитать для своей страны настоящего гражданина и патриота, а для человечества - Человека. И от качества его работы зависит благополучие всех.

Алексей ТОЛСТУХИН, учитель обществознания и информатики образовательного учреждения «Воробьевы горы»