Абстрагировавшись от формального определения юридической ответственности за свои поступки, свободы на выбор программ, учебников, методов обучения, гарантированных 47-й статьей Закона «Об образовании в РФ», мне хотелось бы рассмотреть, почему учителю необходимо быть свободным, зачем ему нужно уметь делать выбор и быть ответственным человеком. «Учение - только свет, по народной пословице, - оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание...» - писал в своих заметках русский классик Иван Тургенев. Художник волен творить тем стилем и теми красками, какими видит мир реальный или выдуманный им, готовый к воплощению на холсте. Музыкант выстраивает ноты в гаммы, исходя из того настроения, которое хочет передать в своем произведении. Скульптор, как говорил Микеланджело, берет неотесанный камень и убирает все лишнее.
Учитель, как представитель творческой профессии, не может творить педагогического искусства, не ощущая чувства собственной внутренней свободы. Учитель должен самосовершенствоваться, постигать новые методы и приемы обучения, адаптируя их под себя и отдельно взятый класс, порой отдельного ребенка или взрослого. Если же учителю постоянно говорить, как и кого ему учить, не обращая внимания на его личную творческую свободу, то отсутствие выбора рамок и векторов своей деятельности может привести к превращению учителя из творца в аппарат передачи информации.
Если говорить о выборе учителя, то именно то, что он выбрал данную профессию, и является главной особенностью «выбора современного учителя». Существует масса примеров, когда после окончания педагогического вуза, проработав определенное время учителем, человек понимал, что «не его выбор», уходил, искал себя в других профессиях. Равно как есть множество примеров, когда любовь к знаниям, детям, желание поделиться накопленным опытом склоняли выбор жизненного пути ученых, врачей, менеджеров в стезю педагогики.
И наконец, ответственность. Учитель дает не только знания детям, он воспитывает в них чувство меры, воспитывает волю, ответственность за свои поступки. Формирует личность учащегося, создает будущего гражданина страны и, по сути, свое собственное будущее, ведь именно его воспитанники когда-то станут учителями, врачами, водителями. Все вышеописанное требует ответственного подхода к своей деятельности, словам, поступкам, внешнему виду и многому другому, ведь учитель - пример для ученика, пример взрослого из жизни, не связанной с семьей, взрослого человека, несущего знания. И даже малая ошибка, лишняя двойка, неаргументированно оцененный ответ могут сбить учащегося с верного пути и затушить искру знаний, загорающуюся на уроке. Поэтому только человек, осознающий ту ответственность, которую возлагают на него общество и профессия, которую он выбрал, вступив в ряды педагогов, может оставаться в них.
В заключение хотелось бы сказать, что, безусловно, этими тремя словами охарактеризовать современного учителя нельзя. Свобода, выбор и ответственность - то, что руководствовало желанием преподавать и делиться знаниями многие века. А если говорить об учителе современном или учителе будущего, то я бы добавил в название темы эпитеты воля и темп.

Антон ПЕТРОВ, учитель географии школы №904